Будем ли мы платить за тепло летом и кто отвечает за сохранность общедомовых приборов учета
Совсем скоро закончится отопительный сезон. И вместе с этим должны заметно снизиться коммунальные платежи. Но многие нижнетуринцы опасаются, что летом им придется оплачивать холодные батареи.
В прошлом году город захлестнула прямо-таки эпидемия снятия в поверку общедомовых приборов учета тепла. Казалось бы, ничем особо неприятным потребителям это не грозило. Однако жителям стали приходить квитанции с начислением платы за отопление в летние месяцы, чего не было ранее. Как такое возможно, спрашивали нас наши читатели летом.
Дело в том, что в Нижней Туре действует схема оплаты тепла в течение всего календарного года. С января 2022 года она по указу губернатора Свердловской области Евгений Куйвашева от 10 ноября 2016 года «О поэтапном переходе к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» должна была составить 9 календарных месяцев – с мая по сентябрь. Но переход отложили на один год.
По факту и нормативу
Тут стоит напомнить, что если на территории муниципального образования установлена периодичность оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, то в домах, оборудованных общедомовым прибором учета тепла, объем потребленной за расчетный период тепловой энергии рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на основании показаний ОДПУ за предыдущий год в течение календарного года. При этом расчет стоимости отопления корректируется в I квартале года текущего.
Если же в доме отсутствует или неисправен, или не введен в эксплуатацию после поверки ОДПУ, то расчет количества потребленного тепла происходит исходя из установленного Региональной энергетической комиссией Свердловской области норматива.
Поэтому в тех домах, где счетчики были сняты, летом производились начисления по нормативу, который выше фактических показаний. Что вызвало вполне понятное возмущение жителей. Управляющие компании на это или отмалчивались, или кивали на «Энергосбыт Плюс», производивший начисления.
«Не мы снимали…»
В некоторых домах счетчики вернулись уже с началом отопительного сезона. А в других они наоборот – осенью и зимой исчезли. «40 лет Октября 6а, приборы учета сняты в сентябре 2021, в настоящее время находятся в Нижнем Тагиле. Чтобы забрать их из поверки, необходимо заплатить 70 тысяч рублей. У компании, которая сейчас управляет домом, таких денег нет», – написал нам подписчик.
Подобные обращения в редакцию только за последнюю неделю были от жителей дома № 3 по улице 40 лет Октября, которым обещали вернуть счетчики в целости и сохранности в марте. Сейчас уже середина апреля – в управляющей компании разводят руками и отвечают в духе «не мы снимали, а подрядчики».
Купим сами, но…
Отчаявшиеся жители дома № 49 по улице Заводской, опасаясь, что летом опять будут платить за отопление, даже готовы скинуться и купить новые приборы. Но в этом случае они не будут оплачивать содержание жилья в течение некоторого времени, чтобы возместить таким образом потраченные средства. Опять же возникает вопрос: на какие средства управляющая компания будет вести текущие работы – убирать дворы и подъезды, устранять аварии?
Законом такое право жителей – приобрести прибор учета в счет оплаты услуг по содержанию жилья – не установлено. Может, лучше собрать общее собрание собственников с участием представителей управляющей организации и решить: либо принимаем меры по возвращению нашего старого прибора учета, либо приобретаем новый на каких-то условиях. Целесообразнее договориться обеим сторонам сразу, чем потом предъявлять взаимные претензии в суде.
Месяц на решение вопроса
Словом, до конца отопительного сезона остался примерно месяц. Если сегодня максимально быстро не решить вопрос с общедомовыми приборами учета, то недобросовестность одних обернется убытками для многих нижнетуринцев.
Тем более что за сохранность и функционирование общедомовых приборов учета перед жителями отвечает управляющая организация. Ей не запрещено заключать договора подряда на обслуживание многоквартирных домов. Но управляющая организация обязана контролировать деятельность подрядчиков, и за их действия ответственность несет именно она.
Куда обращаться
Ну а жителям, если они не находят понимания у коммунальных организаций, необходимо обращаться либо в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, либо в прокуратуру Нижней Туры. Как это сделали мы, направив редакционные запросы. Когда редакция получит ответы, мы обязательно ознакомим с ними наших читателей.
Прокуратура Нижней Туры: ул. Декабристов, 17, тел. 8 (34342) 2-72-14.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора (территориальный отдел контроля и надзора № 3, город Серов): 624993, г. Серов, ул. Льва Толстого, 40, тел. +7 (34385) 6-67-70
Мы спросили наших подписчиков в социальных сетях, в каких домах пропали общедомовые приборы учета тепла.
Елена Бурмистрова:
– Малышева, 6
Екатерина Литвяк:
– Машиностроителей, 22
Юлия Тарасова:
– Машиностроителей, 9
Лена Чупракова:
– В большинстве домов поснимали приборы учета