Как в годы войны учились, работали и добывали пропитание нижнетуринские школьники
О школьных занятиях в темноте и холоде. О письменных принадлежностях, приобретенных за утиль. О том, почему на улицах Нижней Туры не было крапивы и почему жизненно важно было знать ягодные и грибные места.
Рассказываем по воспоминаниям почетного гражданина Нижней Туры Алевтины Николаевны Гавриловой.
О холоде в школе
«Из тех лет больше всего вспоминаются зимние дни. В школе холодно, она обогревалась печами, дрова часто были сырыми, поэтому тепла от них немного. Придешь с мороза – сразу к печке отогреть руки.
Если виден в классе пар изо рта, то сидим все уроки в пальто, а то и в варежках. Если чернила оттают да единственная электрическая лампочка над учительским столом светится, то будем писать. Бывало, в короткие зимние дни отдельные уроки проходили в полнейшей темноте, т.к. электричество часто отключали».
Дома тоже холодно
«В сильный мороз в школу не ходили. О том, что занятий не будет, оповещал ребят заводской гудок, который подавался в 7:30, он был слышен всему поселку. Гудки также подавались для рабочих в начале смены и в конце ее.
У нас в доме тоже было холодно, в морозы мама не запрещала мне ходить к моей однокласснице Асе Туркеевой. У Туркеевых было проведено электричество. На кухне – большая печка с полатями. На печке мы могли стоять в рост. Я часто оставалась у них ночевать».
Карандаши за утиль
«О письменных принадлежностях, какие сейчас имеют дети, мы могли только мечтать. Чернила делали из сажи, протравы, свеклы; тетради – из газет и оберточной бумаги, писали на старых книгах. Но даже то, что было исписано, не бросалось, не сжигалось, а сохранялось, чтобы впоследствии все сдать в ларек "Утильсырье".
Работал в нем Камартын Иванович Хайбулин, большой друг детей, у которого можно было приобрести и карандаши, и перья, и резинки, и чернильницы, и свистульки, и даже леденцовый петушок на палочке. И все это богатство получали за сданную макулатуру, кости, битое прозрачное стекло, тряпье.
Учебников не хватало, иногда 3–5 на класс. Домашнее задание выполняли в школе или дома, передавая книгу по цепочке, пока не выполнят все. Единственный учебник, что выдавался каждому ученику, – это букварь».
Обед за крапиву
«Жили все в основном за счет огорода. Самые голодные месяцы – май и июнь. В мае люди перекапывали огороды и пашни, чтобы найти оставшиеся в земле с осени картошку, морковь и другие корнеплоды.
Дети ходили в лес и искали что-нибудь съедобное: молодые побеги сосны ("пестики"), лиственницы ("крупянки"), заячью капусту (кислицу) и др. Крапива сжиналась на всех огородных межах, на улице, на пустырях.
Мы с сестрой крапиву сдавали в столовую, что находилась по улице Советской в двухэтажном доме, где до войны была чайная. За эту крапиву мы получали один талон на двоих, по которому в течение месяца имели право один раз в день за деньги купить один обед: на первое – суп из крапивы, на второе – какая-нибудь постная каша, на третье – морс без сахара из сушеных ягод: малины, жимолости, черемухи. С собой приносили одну столовую ложку, другую давали в столовой».
Летние работы детей
«Начиная с весны и до поздней осени улицы поселка днем были безлюдны. Все на работе. Каждый ребенок отлично понимал народную мудрость: "Не потопаешь – не полопаешь", "Летний день год кормит", – и по мере своих сил копал, окучивал, полол, поливал, таскал воду на коромысле с пруда, реки и колодца.
Самым тяжелым месяцем был июль. Начиналась страда. Упустишь время – оставишь скот без корма. Покосы далеко, идти до них надо несколько километров. Подростки все умели делать: косить, грести, метать зароды.
Летом же заготовлялись дрова. В лесосеку ходили все, кто был старше 13–14 лет. Когда начинали поспевать ягоды, ребята шли за ними пешком за пять-десять, а то и более километров. Уходили рано, чуть только начинал брезжить рассвет, а возвращались, когда догорала вечерняя заря. Далеко ходили за малиной, брусникой, иногда с ночевкой».
Заготовительные конторы
«В годы войны хорошо работали заготовительные конторы, которые принимали любые сушеные ягоды и грибы. Рассчитывались промтоварами: хлопчатобумажными тканями (чулки, носки, рейтузы, кофточки). Поэтому старались как можно больше сдать ягод и грибов.
Мы с сестрой ходили за рябиной с ведрами и коромыслами. Ягода эта тяжелая, и нести ее на руках нам было не под силу. Много сдавали черемухи, малины, смородины. Столовые принимали свежие ягоды и грибы, за них получали бесплатные обеды или деньги».
Грибы нужно было обработать, и этим занималась бабушка. От чистки грибов, особенно маслят, пальцы рук становились черными, у бабушки руки не отмывались даже в бане. У нас в доме был внизу свой "цех" для обработки грибов и ягод. Бабушка топила печь, в которой сушила дары леса».
Ягодная жила
«Наша семья знала хорошие места, где много земляники и малины. Эти ягоды растут на свежих вырубках, а мама работала в райлесхозе и знала, в каком месте за последние 3–4 года производились вырубки леса. Первый раз на такие вырубки мы шли с мамой, чтобы она нам показала место, а уж потом мы туда ходили сами.
Помню, как однажды на одной из таких вырубок мы с Ниной набрали очень много крупной спелой земляники. А хранить ее негде, быстро испортится. Варенье без сахара не сваришь, и мама предложила нам сходить на базар и продать ягоды, а на вырученные деньги купить булку хлеба».
Дорого, зато досыта
«Ягоды мама положила на большое блюдо, чтобы они не помялись. Наказала нам, чтобы продавали стакан земляники по 10 рублей, если плохо будут брать – снизить цену.
Когда мы пришли на базар, поинтересовались, за сколько продают другие: оказалось – 10–12 рублей за стакан. Когда мы открыли свое блюдо, у нас сразу же появились покупатели, и мы за полчаса продали всю землянику, выручив 150 рублей.
Тут же у спекулянта купили буханку ржаного хлеба за 100 рублей, хотя в магазине килограмм стоил 20 копеек. Мы не ожидали такой удачи! Радостные прибежали домой, и мама обрадовала нас, что мы сегодня можем есть хлеба, сколько захотим. В этот день, наконец, мы досыта наелись хлеба, наложив на каждый ломоть толченой земляники».
Спекуляция
«Кстати, на нашем базарчике, что находился на улице Советской между двумя старыми купеческими лавками, в военные годы можно было купить разные вещи или обменять их на продукты. Помню, что сыпучие продукты: соль, сахар, мука, крупа – продавали стаканами. Процветала спекуляция».
В военные годы осуществлялся переход ко всеобщему неполному среднему (семилетнему) образованию, т.е. школу должны были посещать все дети. За невыполнение закона о всеобуче директора школы могли даже привлечь к уголовной ответственности
Одной из причин, по которой дети не ходили в военные годы в школу, было отсутствие обуви. Директоров обязывали организовывать приобретение лаптей и сбор вещей для неимущих детей
По решению поселкового Совета Нижней Туры, продукты по карточкам умерших выдавали из особых запасов
Расскажите, что вы знаете о жизни и быте Нижней Туры первой половины XX века. Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в сообщения нашей группы во «ВКонтакте»