Мария Король – О миссии современного библиотекаря, детских предпочтениях и тайм-менеджменте
Важно ли современным детям много читать? Зачем учиться грамотно распределять свое время? На эти вопросы отвечает мой сегодняшний собеседник, увлеченный и интереснейший человек, библиотекарь Городской детской библиотеки Мария Король.
– Давно ли Вы работаете в библиотеке?
– На следующий год будет 30 лет. Моя мама всегда говорила, что для женщины есть две специальности хороших: это продавец в книжном магазине и библиотекарь. Ну, в то время это было престижно – дефицит, книги, ты в чистом красивом платье или в униформе работаешь. Если учесть, что моя мама работала на токарном станке...
А работу свою люблю. Очень. Всеми частями своего тела, всеми фибрами своей души я к ней приросла. Сегодня библиотекарь должен уметь и текст написать в социальных сетях, и актером быть, коммуникативным и эрудированным, и владеть компьютерной грамотностью, уметь рекламировать книги, услуги и еще много чего.
– Почему Вы выбрали именно эту профессию?
– В какой-то мере случайно. Август, 1994 год. Я пришла в библиотеку за книгами, а на двери объявление, что нужен библиотекарь. Пошла, как говорится, наудачу. А директор Центральной городской библиотеки Нинель Александровна Алабужева в меня поверила и взяла на работу с условием, что я поступлю учиться.
Так и произошло, на следующий год я поступила в училище культуры, а закончив его с красным дипломом, без экзаменов поступила в Челябинскую государственную академию культуры и искусств.
Бабе-яге можно все
– Мария Владимировна, я знаю, что Вы работаете одновременно и в школьной, и в городской детской библиотеке.
– Два года назад Городская детская библиотека переехала в здание школы № 1 им. Е.В. Панкратьева. Так я и оказалась в школе, но мне здесь хорошо, ведь сотрудничество продолжалось в течение многих лет, поэтому здесь все родное. Но кроме школы есть коллаборация с детским домом, детским садом «Золотой петушок», с Нижнетуринским краеведческим музеем.
– Я правильно понимаю, что работа библиотекаря – это не только выдача книг?
– Да, работу с фондом, с каталогами никто не отменял, но в приоритете различные массовые мероприятия. Сегодня ребятам интересны интеллектуальные игры, квесты, квизы, бенефисы читателей и книг, разнообразные акции.
После веселых соревнований ребята из детского сада «Золотой петушок» слушали громкие чтения сказок В.Г. Сутеева / Фото из архива М. Король
– Какие формы работы интересны Вам?
– Громкие чтения книг и различные литературные игры. Мне нравится переодеться и разыграть сказку. Оказалось, что мне легче спрятаться за отрицательным героем сказки: можно допустить какие-то ошибки, ударение не туда поставить. Бабе-яге можно все! А персонажу уже нельзя. С Бабой-ягой я могу попасть абсолютно в любую сказку и заманить в нее ребят.
– А работа с подростками?
– Со старшими ребятами больше общение индивидуальное: и чай попить, и поговорить по душам, и книгу порекомендовать. Часто прошу у них помощи, например в проведении квеста или создании видеоролика. Они отзывчивые, редко кто отказывает. И все же они дети, поэтому любят играть в библиотеке и в «Лото», и в «Мафию».
– Ребята часто приходят в библиотеку?
– Здесь постоянно кто-то находится. После уроков ребята идут в библиотеку: кто-то делать уроки, кто-то играть в настольные игры, многие просто болтают, пока смотрят детские журналы, также я вслух им читаю, книги обсуждаем. В основном это начальная школа, у более старших ребят и времени меньше, и интересы меняются. Мне за детьми не приходится бегать, они в библиотеке частые гости.
Как привлечь читателей
– Много ли детей берут в библиотеке художественную литературу?
– Нет, к сожалению, не много. В основном, конечно, это книги по школьной программе и книги из списка литературы на лето. Но есть и те, кто читает современных авторов.
– А как привлечь читателей?
– Я прихожу в классы, рассказываю, рекламирую. Когда получаю новые книги современных авторов, перед тем как что-то рекомендовать детям, я все прочитываю сама. Ведь надо отвечать на их вопросы, знать содержание книги, а не только краткую аннотацию. Зачастую уже знаю, кто что любит, и целенаправленно ребенку предлагаю это произведение.
– Какой жанр литературы сейчас у ребят наиболее востребован?
– Страшилки, как и всегда, и книги-квесты, есть много весьма увлекательных книг современных авторов. Востребованы приключения и детективы, а также короткие рассказы. А еще лучше, если все эти жанры в одной книге.
– А Вы сами много читаете?
– Читаю я много, читать очень люблю. Книги о Великой Отечественной войне читаю все, что попадаются. Много читаю «подростковой» литературы. Последняя книга, которую я прочла, – это «Миллион за теорему» Елены Липатовой. Если вы любите математические головоломки, книга для вас. Если вы не дружите с математикой – этот математический квест для вас. Как знать, может быть, именно вы получите миллион, решив теорему Румбуса. Главной героине всего четырнадцать, а турнир только для мальчишек, что же делать?
Поход в библиотеку как ритуал
– Самый сложный вопрос, который волнует сейчас абсолютно всех родителей: как заинтересовать ребенка чтением?
– Читайте с ребенком, читайте ребенку. Неважно, какого возраста ребенок, пятый ли класс, одиннадцатый, совершенно неважно, читайте ему вслух.
Когда вы маленькому ребенку читаете, он представляет происходящее: Золушку, например, как она бежала, как потеряла туфельку, целые картины в голове. А когда в первом классе ребенок еще толком не научился читать, его уже оставили наедине с книжкой, вроде взрослый, сам должен справиться. Тут у него воображение перестает работать, ему бы буковки друг с другом сложить, это труд большой. А цельной картинки нет. Или читайте по очереди, один абзац читает ребенок, один абзац читаете вы. Обсуждайте прочитанное.
– Ну и личный пример важен?
– Естественно. Обязательно ребенок должен видеть, что вы сами читаете, а не в телефоне сидите. Читайте, обсуждайте, что-то интересное зачитывайте вслух. Ходите вместе в библиотеку два раза в месяц. Пусть это будет ритуал – вы выбираете вместе книги и для ребенка, и для себя. Можно читать детские журналы.
О пользе хронометража
– Я знаю, что Вы организовали в Нижней Туре клуб по тайм-менеджменту. Что это и зачем?
– Давно я задумывалась о том, как хаос своей жизни привести в порядок, как тратить меньше времени и успевать больше. Есть целая наука по правильной организации времени – тайм-менеджмент. В 2013 году мне попала в руки книга Глеба Архангельского, где структурировались все эти вопросы. Я потихоньку начала внедрять это в жизнь, потом купила специальный ежедневник, который он разработал. Там своя интересная система записи дел с лягушками, со слонами, с подарками, очень удобно.
Позже я нашла группу его Лиги «Время» во «ВКонтакте», познакомилась с автором, и оказалось, что можно организовать клуб по тайм-менеджменту в любом городе. Под чутким руководством директора Лиги «Время» Ольги Сергеевны Стрелковой я прохожу ежемесячно дистанционное обучение, и вот уже полгода наш клуб действует в Нижней Туре.
– Насколько в жизни помогает эта система тайм-менеджмента?
– Помогает, и весьма ощутимо. Вообще техник организации времени очень много, но обычно ты набираешь отовсюду по одному кусочку, нет единства. А когда ты идешь целенаправленно по одной методике, все выстраивается в определенную систему, и жизнь тоже выстраивается.
Единомышленники помогают
– А что проще, работать самому или в команде?
– Когда ты работаешь один, ты можешь и не делать ничего, тебя никто не контролирует, но если ты работаешь в компании, соратники тебя невольно подпинывают. К тому же разные люди смотрят на проблемы с разных сторон и могут тебе показать то решение, которое ты с первого взгляда не заметил. В этом отношении клуб единомышленников очень помогает.
– Эти занятия платные?
– Нет, все абсолютно бесплатно.
– Где и как часто вы встречаетесь?
– Собираемся мы раз в месяц в городском музее. Такие камерные встречи, обсуждаем тему, пьем чай. А после есть возможность посмотреть выставки – экспозиции в музее. Приходите, мы всегда рады новым участникам.
Еще одна профессия
– А какие у Вас планы, мечты и надежды?
– Работа – это хорошо, но хочется еще чего-то, есть же выходные. Я люблю путешествовать. В этом году по программе переподготовки через центр занятости я закончила курсы на базе Томского государственного университета и получила профессию экскурсовода. Это было довольно сложно, но весьма интересно: ежедневные занятия, контрольные, постоянные тесты, дипломная работа самая настоящая. Вроде бы всего 3 месяца, но сколько получено знаний!
Сейчас в планах освоить профессию экскурсовода на практике. Планирую в выходные дни собирать группы и проводить экскурсии по храмам и монастырям Урала. А еще у меня есть семья: двое детей и трое внуков. И многие мечты и планы связаны с ними, но это отдельная история…
Громкое чтение – форма устной пропаганды литературы. Чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного