Нескучная жизнь нижнетуринской швеи на пенсии
Есть люди неугомонные, неутомимые и звонкие. Им скучно сидеть дома и смотреть телевизор, они все время в движении и полны жизни. И радостно с такими людьми рядом, и заражаешься их настроением.
Одна из таких прекрасных людей – Ляля Гребнева – яркая, жизнерадостная, неунывающая женщина. Она очень гостеприимная – обязательно угостит блинами с вареньем и напоит душистым чаем. Летом занимается огородом, ходит в лес за ягодами. Вообще любит гулять, иногда – пешком в сад, а это пять километров! А зимой садится за шитье. Этому ремеслу она посвятила всю свою жизнь.
– Эту швейную машинку мне мама подарила, когда я шить только начинала. Она подольская, ручная, уже заслуженная, – показывает Ляля Хасаняновна свою любимицу. – Но до сих пор на ней работаю. А шитьем я заинтересовалась еще до школы, лет шесть-семь мне было, мама немного шила и мне показывала. Но учиться начала в пятом классе на уроках домоводства, фартуки шили, сарафаны. А я мечтала сшить себе платье.
Сердце лежало к шитью
Третья из шести детей, сама родом из маленькой деревушки на двадцать домов, Ляля по настоянию двоюродного брата поступила в Уфе в училище и выучилась на закройщицу. А ведь хотела быть медсестрой, но не сложилось. Зато проявился во всей красе талант к швейному делу.
Шитье давалось легко, лежит к нему сердце. После учебы работала в ателье, где до того проходила практику, закройщицей шестого, самого высшего, разряда. Работала с верхней одеждой, а это самый сложный вид работ, параллельно училась другим направлениям. Так и освоила все виды швейного искусства, обшивала себя, семью и знакомых.
Когда с мужем приехали в Нижнюю Туру в 1978 году, два года жили в вагончике за Минватным заводом. А потом пять лет в Александровке, в деревянном доме. Муж – сварщик, строил нефтепровод. В ателье, куда пришла устраиваться, вакансий не было, и шила Ляля Хасаняновна дома. Очередь к ней выстраивалась со всей округи, шутка ли – своя швея, и пальто может сделать, и платья, и детскую одежду, а дефицит в то время в стране был страшный.
От детской одежды до шуб
Нижняя Тура – город небольшой, умелую мастерицу приметили и стали зазывать на работу в ателье. Маленькому сыну выделили место в яслях, и вышла Ляля работать в цех реставрации верхней одежды. И так ей там понравилось, что все последующие годы она проработала на этом месте. А ведь это было новое для нее направление и до этого не слишком любимое. Но коллектив прекрасный, работа интересная и разнообразная. Снова назначили бригадиром, как и в Уфе, а потом еще добавилась общественная работа – выбрали Лялю Хасаняновну депутатом.
Тяжелыми выдались для всех девяностые годы. Все вокруг разваливалось, закрывалось. Было трудно, одно время и зарплату не получали. Но удалось выплыть, сохранить и людей, и мастерскую. Шили все, от детской одежды до шуб, освоили работу с мехом, брались за любые заказы. А в самые безденежные времена, когда совсем не было заказов, шили рукавицы для машиностроительного завода.
«Некогда мне сидеть дома»
Так и проработала Ляля Хасаняновна на одном месте до пенсии. Много раз награждали ее за труд, за безупречную работу и высокий профессионализм: благодарственные письма, почетные грамоты, звание ветерана труда. Вот и с наступлением пенсии не смогла она сидеть без работы и еще двенадцать лет занималась любимым делом. Да и сейчас шитье не забыто, но только зимой. А летом есть множество других дел – и огород, и любимый лес, и ягоды.
– Некогда мне сидеть дома. Я не понимаю, как некоторые пенсионеры сидят дома просто так и ничего не делают! Это же скучно! Я даже когда долго за машинку не сажусь, потом думаю: надо что-нибудь пошить для себя. То сумки сошью, то подушки-думки, то тапочки, то прихватки, – рассказывает Ляля Хасаняновна.
А есть еще сын с семьей, где подрастает любимый внук – шестиклассник, с ним видятся каждый день. Старшая внучка сейчас живет в другом городе, но приезжает в гости. В общем, скучать Ляле Хасаняновне некогда.
Да и не дело это – скучать. Когда человек занят делом, когда есть у него увлечения, тогда и возраст отступает, и жить становится интересней.
Когда Ляля училась на втором курсе, умерла мама. С огромной благодарностью и теплом вспоминает Ляля Хасаняновна свою наставницу, которая помогла ей справиться с горем, не оставила в трудную минуту. И подругу, чья семья на полгода приняла ее к себе жить и стала для Ляли второй семьей