Какой он, русский язык, и почему, чтобы его знать, нужно много читать
В современном мире принято все упрощать, в том числе и родной язык, забывая о его народности и величии. А ведь говорить и писать правильно сейчас считается достижением. Почему так происходит и как это исправить, обсудим с учителем русского языка и литературы школы № 3 Инной Балуевой.
– Инна Михайловна, что или кто привел Вас в педагогику и почему именно русский язык и литература?
– Я родилась и выросла в Нижней Туре. Ходила в детский садик «Голубок». Окончила школу № 5. В детстве очень любила играть «в школу»: сажала перед собой кукол и рассказывала им все, что слышала от папы с мамой. Потом задавала вопросы своим внимательным слушателям и, конечно же, сама на них и отвечала, меняя интонацию.
Когда стала учиться в школе, интерес разгорелся с новой силой. Помню, как разрезала обычные школьные тетради пополам – так у моих учеников появлялись свои маленькие тетрадочки. Я прописывала в них слова, раздавала каждой кукле для выполнения, потом подходила, сама делала все за них и с гордостью собирала на проверку тетради своих любимых учеников. С каким вдохновением ставила пять!
Потом были пионерия, комсомол, много интересных дел. Всегда ждала лета, чтобы снова поехать в свой любимый пионерский лагерь «Лесная сказка». Детские игры как-то забылись сами по себе. Всегда любила читать много и с увлечением. Про учительство задумалась уже только в конце 10-го класса. Сначала хотела стать учителем начальных классов. Но любовь к литературе победила.
Язык – это Пушкин
– Ежегодно 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Пушкина, в России и во всем мире отмечается День русского языка. Вы согласны с этим?
– Безусловно, согласна. Величие русского языка именно в Слове гения и отразилось. Современным детям сложны для понимания эпоха Великого Пушкина, уклад жизни и жизненные ценности людей того времени. Поэтому на уроках я стараюсь показать детям, насколько легкий слог и народный язык поэта отражают и наши с ними мысли и чувства. Стараюсь акцентировать внимание ребят на красоте, точности и в то же время простоте пушкинских строк, являющихся, как и его великий роман «Евгений Онегин», «энциклопедией» русской жизни.
Как здорово, что на экраны вышел замечательный фильм «Онегин», теперь интереснее и нагляднее будут проходить уроки при изучении этого бессмертного романа. Спасибо создателям за глубокий фильм и сохраненную авторскую позицию, за бережный подход к Великой классике.
На «троечку»
– Как вы оцениваете знание русского языка детей и взрослых по школьной пятибалльной шкале?
– Радует, что знание русского языка есть. С детьми мы пишем конкурсные сочинения, участвуем в олимпиадах разного уровня. Это показатель знаний. Среди моих знакомых немало взрослых, которые читают классическую литературу. С уверенностью могу сказать, что мои коллеги и многие родители образованы и хорошо владеют русским языком.
Но, к сожалению, все меньше ребят интересуется родной речью, они мало читают, не видят смысла в книгах, поэтому и знаний достойных нет. Получается, в среднем на «3» по школьной пятибалльной шкале могу оценить знания русского языка детей и взрослых на сегодняшний день.
Закреплять чтением
– Принято считать, что русский язык очень сложный. Нужно ли стремиться знать все правила?
– Русский язык не из легких. Но при этом он образный, богатый и звучный. Правила надо усваивать по мере их изучения, постепенно, из класса в класс переходить с определенным багажом знаний. А закреплять чтением, где можно увидеть образец русского слова. И вот тогда материал крепко уложится в голове, и человек будет прекрасно владеть языком, даже если правила, как ему будет казаться, уже забыты. Мне очень нравится высказывание: знания – это все, что осталось после того, как забыто заученное и зазубренное.
– Если не знаешь, как писать то или иное слово, где легко и быстро найти ответ?
– Детей приучаю обращаться к словарям Даля и Ожегова. Взрослым, для расширения кругозора, можно обращаться к Википедии, так как она открыта для совместного редактирования. И чем чаще дети и взрослые к ним будут обращаться, тем больше будут накапливаться знания и опыт.
Накопительная система
– С момента появления социальных сетей их упрекают в плохом влиянии на грамотность пользователей. Вы видите эту связь?
– Вижу прямую связь. Язык чатов настолько снижен и упрощен, что невозможно читать без боли в сердце.
– Сегодня часто говорят о засилье англицизмов, сленга, жаргонизмов. Считаете их губительными для языка или, наоборот, укрепляющими и развивающими его?
– Все это губительно для нашего самобытного русского языка. Мы должны защищать нашу культуру, наш родной язык – это непреходящие ценности.
– Как обогатить свою лексику и повысить свою грамотность? Поделитесь советом.
– Как бы я сама хотела найти точный ответ на этот вопрос. Это же боль современного учителя. Думаю, если проявлять интерес к урокам русского языка, читать классическую литературу, смотреть передачи канала «Культура» и другие достойные каналы, а их сейчас немало, тех, которые формируют мировоззрение, расширяют кругозор, где ведущие – не шоумены, а образованные люди с глубокими знаниями, можно обогатить свою лексику и повысить грамотность. А вот здесь уже обязательно будет работать накопительная система.
Один день учителя
– Как строится рабочий день учителя? Много ли свободного времени, или это работа 24/7?
– Рабочий день учителя – это не просто работа, это маленькая жизнь. Утро начинается с мысли: все ли я вчера успела продумать, с чем приду к детям на урок? Бросаешь беглый взгляд в записную учительскую тетрадь. А там 100 пунктов. И завертелась жизнь... Звонок. Приветствие. Погружение в мир знаний. Если внимательные глаза твоих учеников смотрят на тебя – это счастье. Полет души. Урок проходит на ура. Если глаза равнодушные – это печаль.
Перемены. Беседы по душам, обсуждение интересных дел. И этого могло быть больше в школьной жизни, если бы не уносящие силы учителя отчетность и документация.
После уроков тебя ждут тетради твоих учеников. Это тоже свой особый мир. Одни – это показатель того, что твои учительские силы потрачены недаром: там красиво, аккуратно и содержательно. Другие вводят в сомнение, вызывают тревогу: не донесла, не справилась, не смогла.
Вот и наступает вечер. Подготовка к новым урокам. А еще тебя не отпускает осознание, что не все пункты плана твоей записной тетради выполнены. А завтра новый день. Свободное время нам только снится.
Читайте классику и пейте кофе
«Свою учительскую жизнь я могу назвать счастливой, потому что люблю школу, люблю детей, люблю свою работу, потому что каждый год мои ученики достойно сдают экзамены, 80+, 90+ и даже неоднократно были результаты 100 баллов, и поступают в престижные вузы. Вот все это и мотивирует», – говорит Инна Михайловна / Фото из архива И. Балуевой
– Для кого существуют перемены: для ученика или для учителя?
– Для учителя, я думаю, перемена означает окончание урока и осмысление: удалось ли за 40 минут достичь поставленной цели – ушли ли дети от тебя с багажом знаний?! А для ребят – это время разгрузки, общения, ведь социум важен в жизни детей.
– Что считаете своим главным достижением в педагогике?
– Когда мои выпускники прошлых лет говорят о том, что стали читать классическую литературу. Это так здорово. Значит, не зря учила понимать художественное слово и видеть в произведениях жизненную мудрость.
– Инна Михайловна, и все-таки кофе вкуснЫЙ или вкуснОЕ?
– Конечно, мужской род! Кофе вкусный! В этом чувствуется благозвучие! А вот употребление слова «кофе» в среднем роде в разговорной лексике стало допустимым. Но все же – кофе очень вкусный!
– Закончите интервью тремя словами.
– Слово – великая сила!
Проводник в мир знаний
– Чем учителя обычно занимаются в каникулы?
– В каникулы хочется тишины и уединения. Обычно планируешь навести порядок в своих бесконечных бумагах, целыми горами лежащих в шкафах и ящиках. Но, как правило, это только мечты. Потому что в каникулы организуется лагерь для подготовки детей к экзаменам, педсоветы, курсы, совещания... и те несделанные дела из учительского блокнота.
– Поддерживаете ли вы общение с выпускниками?
– Безусловно! Это придает силы трудиться дальше. Мы собираемся в зимние каникулы и летом в нашем классе. Вспоминаем школьное время. Приятно слышать их новые и уже где-то даже мудрые размышления о жизни. Они интересуются моими делами.
– А что самое трудное в работе учителя?
– Трудно работать, когда ты не можешь выстроить с учеником теплые доверительные отношения. Ведь учитель должен быть помощником, проводником в мир знаний. С интересующимися детьми легко выстраиваются такие отношения, и ребенок растет и развивается на твоих глазах. А вот с детьми мира «Тик-тока» сложно. Нужно искать подходы, чтобы заинтересовать ребенка или убедить учиться. Не всегда это получается!
О мотивации и нарушителях дисциплины
– Как ведете себя с учениками, которые нарушают дисциплину в классе?
– Это больная тема. Ведь дело не в моих эмоциях, а в том, что они мешают получать знания другим ученикам. Мы могли бы успеть сделать больше, если бы не отвлекались на нарушителей порядка. Вот это и доношу до их сознания! Очень-очень стараюсь держать себя в руках. Прибегаю к помощи родителей. Если родители в единстве с учителем, положение можно изменить. А вот если родитель упорно защищает своего ребенка... эта проблема остается.
– Что вас мотивирует?
– Конечно, это результаты моих учеников, куда вложены мои знания и частичка моей души. Свою учительскую жизнь я могу назвать счастливой, потому что люблю школу, люблю детей, люблю свою работу, потому что каждый год мои ученики достойно сдают экзамены, 80+, 90+ и даже неоднократно были результаты 100 баллов, и поступают в престижные вузы. Вот все это и мотивирует.
Работа над ошибками
– Насколько строго Вы оцениваете знания детей? И идете ли на уступки?
– Да, оцениваю по большей части строго. Но если ученик прилежный и старательный, в награду за его труд могу и пойти на уступки: дать подобное упражнение, разрешить переписать работу или поставить дополнительную оценку за внеплановое задание.
– А бывает, что ошибаетесь сами? Легко ли признаете свои ошибки? Влияет ли это на авторитет учителя?
– Конечно, я могу ошибаться, поэтому считаю правильным извиниться перед учеником, если случилась такая ситуация. Авторитет учителя – в его поступках. А пример человечного отношения важен для детей.
Понять интерес ребенка
– Если ребенок не хочет учить предмет, это проблема в ребенке или проблема в учителе?
– В этом вопросе важно понимать, есть ли у ребенка вообще интерес постигать новое, развивать кругозор. Если именно у такого ребенка отсутствует желание учить предмет, здесь, конечно, важно педагогу найти подход к этому ребенку, выяснить причины нежелания. Тут просто обязан подключиться учитель. А вот если в семье не заложено понимание нужности образования, если ребенку в детстве не читали сказки, не вели с ним задушевные беседы о мире, сложно формировать интерес к учебе, особенно когда под рукой ученика всегда телефон и такие манящие игры.