2024-2025-й учебный год - юбилейный для Нижнетуринской детской школы искусств, пятьдесят пятый. Торжества по случаю юбилея состоятся весной, а пока на страницах нашей газеты мы будем знакомить читателей с людьми, которые открывают нижнетуринским детям дверь в огромный и прекрасный мир искусства.
История каждого человека уникальна, неповторима как неповторимы отпечатки его пальцев - свое прошлое, которое во многом определяет настоящее, свой путь. Поэтому всякий раз, знакомясь с кем-либо, я с нетерпением, и даже трепетом, жду рассказа о его жизни. И всякий раз не устаю удивляться насколько же разные это рассказы, и какие необыкновенные события происходят порой с людьми.
Наша сегодняшняя героиня, Ирина Альбертовна Арбузова, в этом году отметила свой 65-летний юбилей. Прекрасный человек и педагог, она уже сорок четыре года работает преподавателем по классу фортепиано в Нижнетуринской детской школе искусств. Но сегодня речь пойдет не о профессиональной деятельности Ирины Альбертовны, а о ее жизни, в которой, как оказалось, необыкновенных событий было предостаточно.
Как попадают на Урал?
Ирина Альбертовна родилась в знаменитом поселке Палех, родине лаковой миниатюры. Первое необыкновенное событие произошло, когда ей было всего пять лет. Так случилось, что родители девочки расстались. Мама Ирины, двадцатидевятилетняя учительница физики Галина Ивановна, человек активный и волевой, задумала в корне поменять жизнь свою и дочери. И поменяла. Решительно и бесповоротно. Зажмурившись, ткнула карандашом в карту Советского Союза. Острие попало прямиком в маленький уральский город Верхний Тагил. Туда и отправились. Работа нашлась рядом, в посёлке Белоречка. В шахтёрском общежитии учительнице с дочкой дали комнату. «С черным кожаным диваном, как у Ленина», - улыбаясь, вспоминает Ирина Альбертовна.
Дверь комнаты девчонок была всегда открыта, в общежитии жили дружно, по-семейному, да и ученики, которые обожали свою молодую преподавательницу, были постоянными гостями. «Мы вместе ходили в походы, ставили спектакли, даже стряпали пельмени у нас дома», - рассказывает Ирина Альбертовна. Кстати, с первыми выпускниками своей мамы, им сейчас уже за семьдесят, Ирина Альбертовна дружит до сих пор.
Музыка была всегда
«А где же музыка?», - возможно, спросите вы. Да, в Белоречке не было музыкальной школы, но был у Ириной мамы Галины Ивановны немецкий аккордеон – еще одна удивительная история. Этот аккордеон на свою стипендию, сэкономленные на еде и походах в кино деньги она купила еще студенткой. Сама научилась играть, подбирала по слуху разные песни, аккомпанировала ребятам на концертах в школе, пионерских лагерях и мечтала о том, чтобы ее дочь занималась музыкой по-настоящему. Такая возможность появилась, когда семья переехала в Верхний Тагил.
В музыкальную школу Ирина с мамой пришли поздно, в сентябре, когда все приемы были уже закончены. Но девочку все же прослушали. На вступительных испытаниях она пела знаменитый «Солнечный круг», и чтобы выглядеть более убедительно, аккомпанировала себе, стуча костяшками пальцев по столу: «Солнечный круг, небо вокруг (тра-та-та-та)». Старалась изо всех сил. Фортепианное отделение было уже заполнено, но для артистичной девочки место нашли. 10 сентября, в день, когда Ирине исполнилось 10 лет, ее зачислили в музыкальную школу.
Полцарства за коня
- К сожалению, судьба как ученицы у меня сложилась тяжелая, рассказывает Ирина Альбертовна. - Каждый год - новый преподаватель. В Верхнем Тагиле они отчего-то не задерживались. Фортепиано дома не было, а ходить в школу, заниматься, мне было очень неудобно. Поэтому все чаще и чаще я приходила на уроки неподготовленной.
Наконец, Ирину маму вызвали в школу. «Ваша способная девочка не добьется никаких результатов, если не станет заниматься серьёзно», - сказали ей. Галина Ивановна прекрасно понимала, что для настоящих занятий дочери необходимо пианино. С присущей ей решительностью, она приступила к делу. И тут начинается еще одна необычная, и очень трогательная, история - появления, как сказала Ирина Альбертовна, «моего инструмента, моего первого и единственного в жизни, который потом переехал со мной и в Нижнюю Туру».
В Верхний Тагил из Белоречки, в одну из комнат квартиры с подселением Ира с мамой приехали с мебелью. Каким-то чудом, еще в поселке учительнице физики удалось купить спальный гарнитур – две кровати, тумбочки, шифоньер, и даже туалетный стол с зеркалом. В те времена – роскошь невероятная. Однако пианино было еще более невероятной роскошью. Купить его на учительскую зарплату было утопией. Галина Ивановна поняла - делать нечего, нужно продавать спальный гарнитур. В результате, у мамы с дочкой осталась лишь одна кровать, на которой теперь они спали вместе, «валетом». Денег не хватало, тогда Галина Ивановна продала свою мутоновую шубу, а потом, обливаясь слезами, любимый аккордеон. У ее дочки появился тот самый, «первый и единственный», собственный инструмент.
Лишь однажды еще приглашали Галину Ивановну в музыкальную школу по поводу успеваемости дочери, через год после того, как в семье появилось фортепиано. Тогда музыка, как-то незаметно, снова стала отходить на второй план. Уж очень хотелось девочке покататься на горке, сходить на каток, погулять с подружками. Да и кто не хочет этого в одиннадцать лет?
Ирина Альбертовна рассказывает:
- Мама пришла и сказала просто: «Ир, ну не хочешь, давай не будем учиться». Этих слов мне было достаточно. Вспомнился и спальный гарнитур, и шуба, и аккордеон. Так стыдно мне не было никогда в жизни. Я твердо решила: больше никогда не подведу маму.
Сломанные часики
К счастью, как раз в это время в Верхнетагильскую музыкальную школу приехала Ольга Владимировна Самаранская, у которой Ира и училась оставшиеся четыре года. Молодая преподавательница, которой и было-то 19 лет, быстро нашла общий язык с ученицей, помогла полюбить занятия и раскрыться ее способностям.
- Ольгу Владимировну я считаю МОИМ педагогом. С ней стало все интересно, — говорит Ирина Альбертовна. – Она очень хотела, чтобы я, ее первая ученица, поступила в музыкальное училище. Впрочем, наши желания совпадали.
Во время вступительных испытаний в Нижнетагильское музыкальное училище произошла еще одна история, смешная. Перед экзаменом обе, и Ирина, и Ольга Владимировна страшно волновались. Ирине предстояло сыграть пять произведений, да еще впервые на рояле. У входа в зал, чтобы освободить запястья, она сняла часики и отдала их Ольге Владимировне.
Ни одно из пяти произведений доиграть до конца Ире не дали. Председатель комиссии останавливал ее и предлагал играть следующее. Опытные педагоги уже отметили для себя способную ученицу. Однако вчерашняя школьница, не понимая, что происходит, с экзамена вышла вся в слезах и увидела Ольгу Владимировну, которая, пока ждала свою ученицу, даже не заметив, от волнения разобрала ее часики по винтикам. Успокоившись, первым делом они пошли в мастерскую ремонтировать часы. А на следующий день узнали, что единственную «пятерку» на экзамене получила ученица Ольги Владимировны Самаранской - Ирина Никитина. Труд девушек был вознагражден, и это обеим казалось сказкой.
Шестнадцатый может спать
Однако наступили трудовые будни. Четыре года в училище были нелегкими. Учебные здания были старыми, классов не хватало, их было всего пятнадцать. Приходилось вставать в пять утра, чтобы к шести оказаться в училище и до начала уроков успеть позаниматься. Тот, кто приходил шестнадцатым, мог идти спать дальше, все места были заняты. Тем не менее, учиться было интересно, желание что-то изменить не возникало ни разу.
Спасибо Наталье Александровне!
После окончания училища Ирина решила не возвращаться в Верхний Тагил. Сказался мамин твердый характер – не хотелось, чтобы к ней относились как к ученице, что в родной школе было бы неизбежно. Она мечтала стать самостоятельной. Судьба и распределение привели Ирину Альбертовну в Нижнюю Туру, счастливая как оказалось, судьба. Потому что именно здесь она стала настоящим педагогом, вышла замуж, здесь появились на свет ее сын, внуки. Здесь родными стали школа, коллеги, ученики, которых сорок четыре года Ирина Альбертовна не просто учит играть на фортепиано, она помогает им на всю жизнь полюбить музыку.
Молодая преподавательница поселилась в общежитии. Жили весело и интересно. Уже осенью она познакомилась со своим будущим мужем Григорием. Почти год молодые люди встречались. Узаконивать свои отношения не спешили, но тут вновь произошла история.
У музыкальной школы имелась комната для семейных педагогов, которая долго пустовала. Однажды Наталья Александровна Азовская, знаменитый директор нашей музыкальной школы, спросила: «Ну, кто замуж выходить будет?» «Я!», - неожиданно для себя ответила Ирина и отступать ни ей, ни Григорию было уже некуда. Да, честно говоря, и не хотелось, потому что очень любили друг друга. И все-таки, неизвестно, когда бы они поженились, не задай Наталья Александровна своего вопроса.
И музыканты мы, и плотники
Почти пять лет семья прожила в комнате, родился сын Станислав, мечтали о своей, отдельной, квартире. В 1986 году администрация Нижней Туры, чтобы закончить затянувшееся строительство дома № 25 по ул. Декабристов, решила организовать молодежную бригаду из, как сейчас говорят, бюджетников, - врачей, педагогов, сотрудников администрации, милиции. Тех, кому нужны были отдельные квартиры. От музыкальной школы в бригаду попали остро нуждающиеся – Ирина Альбертовна Арбузова и Жанна Вячеславовна Андреева.
Молодых педагогов, параллельно основной работе в музыкальной школе, направили учиться в ГПТУ на штукатуров-маляров. Они успешно сдали экзамены, получили свидетельство об образовании, а потом семь месяцев все свободное от музыки время штукатурили, заливали полы, красили стены. Конечно, строили свой дом Ирина Альбертовна вместе с мужем. Помогал и коллектив школы. Преподаватели устраивали субботники – кто-то шпаклевал пол, кто-то окна, кто-то красил батареи. Работа кипела. И тут снова произошло событие, к счастью, закончившееся хорошо.
В декабре 1986-го мужа мобилизовали на ликвидацию чернобыльской аварии, так что заканчивать строительство Ирине Альбертовне пришлось уже без него. Два месяца Григорий работал на восстановлении энергоблоков и вернулся как раз в тот день, когда Ирина Альбертовна получила ключи от их собственной квартиры. Вот такая еще, чудесная, история.
С тех пор прошло много лет. Дальнейшие удивительные истории из жизни Ирины Альбертовны Арбузовой, по большей части, связаны с ее учениками. Потому что преподаватель музыки это ведь - не с восьми до пяти, это 24/7, образ жизни. Было множество концертов, конкурсов, в том числе, международных, победы в них. Имена выпускников Ирины Альбертовны перечислить непросто - их очень много.
- За сорок четыре года я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. Помню всех своих выпускников. Горжусь успехами и достижениями способных, талантливых. Но больше всего, радуюсь за тех, кому было трудно, кто после ежегодного сентябрьского «Я не буду учиться», после ситуаций на грани исключения из школы, став взрослыми, не мыслят свою жизнь без музыки.