Мало кто знает, что история появления знаменитого мотоцикла «Урал» – это почти что детективный сериал с промышленным шпионажем, контрразведкой и секретным производством.
Мы продолжаем рассказывать о малоизвестных фактах из истории Свердловской области, которая в этом году отмечает 85-летие. Сегодняшний рассказ о городе Ирбите, который имел все шансы стать русским Детройтом, о главном детище ИМЗ – мотоцикле «Урал», и нашем земляке Анатолии Александровиче Волкове, который связал всю свою жизнь с Ирбитским мотозаводом.
Шпионские страсти вокруг мотоцикла
Большинство граждан бывшего Союза представляют мотоцикл «Урал» как часть сельского пейзажа. Как же, в коляске можно было перевозить все – от мебели и дров до сена и поросят! Неказистый вид компенсировался мощным фаршем, включая полный привод, дающий уникальную колесную формулу 2:3. Но мало кто знает, что история появления «Урала» похожа на детективный сериал.
Накануне войны Союз нуждался в боевой технике, в том числе малогабаритной и маневренной – мотоциклах. Собственного производства не было, поэтому было принято решение не изобретать велосипед, а обратиться к международной практике. Другими словами – скопировать уже имеющиеся варианты мотоциклов. После недолгого анализа решили остановиться на модели BMW R71, тяжелом мотоцикле, состоящем на вооружении вермахта.
В Швеции по государственным каналам было закуплено 4 мотоцикла BMW R71, три из которых разобрали до последней втулки, а четвертый оставили за образец. После скрупулезного изучения технологий уникальной боевой машины на Московском мотоциклетном заводе в августе 1941 года мотопарк РККА пополнился мотоциклами с индексом М-72. С приближением немцев к Москве завод был эвакуирован вглубь страны – в Ирбит. Так началась история мотоцикла «Урал».
Главной конструкторской особенностью Урала, естественно, после уникальных ходовых качеств, стало приспособление с гнездом для крепления пулемета. Обычно использовался пехотный пулемет Дегтярева, но были эксперименты с противотанковыми пулеметами, минометами и даже пушками. И только в 1954 году появились первые «мирные» «Уралы М-52», но и они ставились на учет в военкоматах и подлежали мобилизации в случае войны.
Мирное время «Урала»
Анатолию Александровичу Волкову 30 марта исполнилось 70 лет, большую часть жизни он отдал Ирбитскому мотозаводу и мотоциклу «Урал».
Анатолий Александрович Волков большую часть жизни отдал Ирбитскому мотозаводу и мотоциклу «Урал» / Фото Ольги Лыжиной
– Любовь к мотоциклам трудно объяснить, – говорит Анатолий Александрович. – Наверное, я не могу без него, потому что люблю природу, мне нравится ездить по ягоды и грибы, а «Урал» везде пройдет, это ведь «Урал»!
Родился я в Ирбите. Там же и школу окончил. Отец и брат работали на заводе, и я с юных лет возился с мототехникой. Катался на мотоциклах и сам же их ремонтировал.
Учиться профессии целенаправленно пошел в Ирбитский мотоциклетный техникум, единственный при заводе ИМЗ. С 1970 года работал на Ирбитском мотозаводе. В годы расцвета ИМЗ мотоциклы собирали полностью на заводе. Мотоциклы были уникальные, пользовались спросом, но достать их было трудно. Сами работники завода вставали за ними в очередь.
В Ирбите проходили ярмарки мотоциклов: ИМЗ-72, «Урал-2», «Урал-3», М-62М… На ярмарки съезжались гости со всех уголков страны: кто посмотреть, кто поучаствовать. Мы внимательно следили за успехами наших земляков в мотоциклетном спорте, особенно за спортивной карьерой нашего чемпиона Сергея Щербинина (11-кратный чемпион СССР и РФ по мотокроссу, мастер спорта СССР международного класса, заслуженный тренер России по мотоспорту. – Ред.). Он работал на заводе испытателем спортивных мотоциклов, а я технологом по обработке металлов.
«Урал» в 80-х годах стоил 1900 рублей. Достать его было еще труднее, чем автомобиль. Моей жене Людмиле Николаевне на работе по выслуге лет достался талон на японский видеомагнитофон. Что нам только не предлагали в обмен на талон, даже две цены давали, но мы обменяли его на «Урал» с коляской. По сей день этот мотоцикл в рабочем состоянии.
«Урал» завоевывает мир
Как и многие другие промышленные предприятия, ИМЗ болезненно перенес перестроечные времена, но выжил, хотя и не без потерь.
Если в советское время на ИМЗ трудилось до 10 тысяч человек и выпускалось 120 тысяч единиц техники в год, то теперь численность рабочих с натяжкой достигает двухсот человек. Но мотоцикл жив – правда, сменил своего покупателя. Более 90% продукции идет на экспорт в США, Канаду, в Европу по индивидуальным заказам.
Приобрести же «Урал» в России стало затруднительно. Это уже не «дедушкин» мотоцикл, и стоимость его совсем не демократичная, начинается от 500 тыс. рублей.
В стремлении выжить ИМЗ пришлось полностью пересмотреть политику и перейти с полного цикла на закупку импортных комплектующих, что и формирует цену. Нам же остается надеяться и ждать, что когда-нибудь по городским и сельским дорогам снова забегают мощные и трудолюбивые байки с гордым названием «Урал».