Как директор машиностроительного завода стал отличником образования, и какой жизненный урок был для него главным
Старшее поколение помнит, как крупные промышленные предприятия вели активную шефскую работу и даже соревновались за право стать лучшими в постановке шефской работы. В соцсоревнованиях неоднократным лидером становился машиностроительный завод (НТМЗ), который внес огромный вклад в нижнетуринское образование. Именно благодаря НТМЗ была построена школа № 5 (сегодня – гимназия). В ноябре она отмечает 60-летие.
Также благодаря машиностроительному заводу в Нижней Туре был организован первый компьютерный класс и построен первый бассейн, возможность заниматься в котором была предоставлена и школьникам.
Все это – несомненная заслуга директора НТМЗ с 1959 по 1994 годы, Почетного гражданина Нижней Туры Евгения Александровича Карпова, который за организацию шефской работы награжден Министерством просвещения РСФСР и республиканским комитетом профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР Почетными грамотами: «За активное участие в строительстве детских дошкольных учреждений» (декабрь 1965 г.), «За большую шефскую помощь школам» (ноябрь 1973 г.). Также Евгений Александрович награжден нагрудным знаком ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За активную работу по воспитанию детей и подростков» (октябрь 1990 г.).
Сегодняшний его рассказ – о том замечательном времени и плодотворном сотрудничестве производства и школы.
Как все начиналось
– К началу второй половины ХХ столетия в центральной части Нижней Туры были построены и функционировали современные по тем временам типовые школы № 2 и № 3, в Нагорном поселке в капитальном здании размещались начальные классы, в старой части города со школьными зданиями было тоже относительно благополучно. И только в поселке Новый Завод, на границе с деревней Александровкой, стояло на берегу пруда деревянное, барачного типа школьное здание с печным отоплением и удобствами во дворе, а недалеко от здания бывшей тюрьмы – барак на два начальных класса, – вспоминает Евгений Александрович. – Правда, он был с паровым отоплением от заводской котельной.
Кстати, в то время в квартирах отопление было водяное. Пар подавался циклично, несколько раз в день, и из-за высокого перепада температур система отопления начинала издавать звуки, похожие на стрельбу из боевого оружия, а пыль, оседавшая на трубах, начинала подгорать, резко ухудшая климат в помещении. Дети учились в две-три смены и были случаи, когда они падали в обморок.
В 1957 году Министерство среднего машиностроения решило на производственных площадях бывшего РМЗ в составе Североуральского строительного управления организовать завод союзного подчинения, и для согласования в город приехал представитель министерства. Руководство города одним из условий выдвинуло необходимость строительства школы.
К началу 1959–1960 учебного года строители закончили по школе все строительно-монтажные работы, и состоялась комиссионная приемка здания школы. Но к тому моменту было получено не все школьное оборудование. Директор школы № 5 Римма Фроловна Ишутинова, переживая за детей, учащихся в школе на Новом Заводе, убедила директора завода открыть школу с использованием имеющегося оборудования.
«Если Нижняя Тура не город, то и Волга не река!»
– Вдоль здания новой школы на 400 учащихся построились классы во главе с преподавателями, – продолжает Евгений Александрович. – Звучат приветственные речи, слова благодарности строителям, разрезается красная лента, звенит первый школьный звонок, и под звуки заводского духового оркестра дети вливаются в светлые и просторные классы. Новый учебный год в новой школе начался! Это торжественное мероприятие было освещено в местной газете, а вскоре директора завода вызвали на заседание исполкома городского совета – оказалось, что у пожарной инспекции были обоснованные замечания, и она не подписала акт ввода в эксплуатацию здания школы. Местный орган советской власти объявил выговор – в назидание начинающему молодому директору: мне тогда было 28 лет. В течение месяца замечания пожарной инспекции были устранены, подошло новое школьное оборудование, а завод на многие годы получил статус шефа школы № 5. Сотни детей начали учиться в нормальных условиях, а полученный мною выговор я воспринял как жизненный урок.
На небольшой возвышенности будущего поселка машиностроителей единственное пока здание школы стало символом начавшихся положительных преобразований еще в одном уголке нижнетуринской земли. Высокими темпами возводится жилье, и вместе с родителями ученики школы переезжают из бараков на Новом Заводе в благоустроенные дома. Через дорогу от школы построен первый детский сад, магазин «Урал», больничный городок и, видимо, под впечатлением от этого учитель русского языка и литературы школы № 5 Григорий Васильевич Каракулов написал проникновенные стихи о Нижней Туре, которые заканчивались словами: «Если Н. Тура не город, то и Волга не река!».
В это время на заводе еще не было построено ни одного квадратного метра производственных площадей, ни одного погонного метра капитальных дорог, и в весенне-осенний период территория завода утопала в грязи. Не было построено ни одного квадратного метра нового жилья, но школа № 5 стала вкладом машиностроителей в социальную инфраструктуру города!
Легко ли быть шефом?
– К руководству завода, партийной и общественным организациям пришло осознание того, что школьники – это будущие работники завода, и выпускники школы должны быть грамотными, человечными, с правильной морально-нравственной ориентацией. Шефство строилось на энтузиазме и хозяйственной изворотливости, поскольку не было ни одного государственного правового акта, позволяющего тратить финансовые и материальные ресурсы завода на оказание помощи школе, а реально школа нуждалась в такой помощи.
В коллективе завода необходимо было создать атмосферу понимания и заинтересованности в оказании действенной помощи школе, и это удалось, в том числе благодаря следующим обстоятельствам.
На заводе, в основном на руководящих должностях, работали члены семей преподавателей школы № 5: это семьи Шипуновых, Шкериных, Возных, Каревых, Траутер, Левитских, Каракуловых, Афониных; и других школ города: семьи Деминых, Остен, Масленниковых, Колпаковых. По разным жизненным обстоятельствам часть школьных учителей перешла работать на завод инженерно-техническими работниками, служащими лаборатории. У работников завода подросли дети, которые пошли учительствовать. То есть образовалась группа работников, которые изнутри были знакомы с проблемами школы и понимали и поддерживали действия руководства завода по оказанию помощи школе.
Продолжение следует