Работы нижнетуринских художников демонстрируются на выставке в Лесном. Интересно, что авторы картин раньше никогда не занимались живописью и случайно открыли в себе художественный талант.
Вот уже семь лет в Нижней Туре существует клуб художников-любителей «Вдохновение». На днях в читальном зале библиотеки имени П. П. Бажова в Лесном открылась выставка работ членов этого клуба, руководит которым художник-профессионал Юлия Николаевна Новеньких.
«Почерк» мастера
Полет вдохновенной кисти и необычайную цветовую гамму представили люди, которые до записи в клуб никогда не занимались живописью (только Анатолий Михайлович Кузнецов баловался в юности рисунком). И вот…
Для кого-то выставленные работы – плод труда нескольких лет, для иных – всплеск эмоций, немедленно вынесенный на полотно. Свои картины предложили вниманию посетителей зала Е. Г. Стабурова, О. Л. Шлемова, А. М. Кузнецов, художница, подписавшаяся С. А., а также И. В. Манькова (роспись по керамике), Г. Ю. Щукина (пермогорская роспись по дереву).
Если начинать обзор только с картин, написанных маслом, и россыпи акварелей самой руководительницы (Юлии Новеньких) – вещей, выполненных, несомненно, рукой мастера, то как-то сразу принимаешь ее сдержанную реалистичную манеру письма (ну какие особые всполохи красок на Урале?!). Любуешься тонкими акварелями, словно проснувшимися в утренней росе нежными цветами, голубым зимним пейзажем, речными перекатами. Она хорошо знает уральскую природу – скромную, прохладную, в приглушенных тонах, с бледным небом, могучими горными породами и темным лесом, окутанным тайной, так и манящей в глубокую лесную гущу сказами и находками.
Написано с трепетной любовью
Но стоит перенести взгляд на работы ее учеников – и поражает приятный диссонанс: тебя встречает взрыв красок! Радужные южные пейзажи Стабуровой, ее диптихи с уютными беседками, утопающими в благоухании цветущих растений, и просто необыкновенный «Огненный конь». Европейская тема Шлемовой – колоритная и древняя Швейцария, изящная, музыкальная в своей архитектуре Италия, которой посвящена волшебная сюжетная лаковая миниатюра на подносе, от нее просто не оторвать глаз.
Насыщенные, глубокие, необычайно яркие пейзажи Кузнецова, написанные с трепетной любовью. И розовое облако цветущей сакуры на розовом С. А. Кто видел, как цветет сакура, подтвердит: именно так, без единого зеленого листика, создавая вокруг себя сказочное облако цвета и запаха.
Надолго запомнится миниатюрный холст «У реки» Маньковой, поразит скрупулезностью выполненной работы ее маленький керамический поднос, расписанный уверенной кистью.
Но главное – не только вдохновенная цветовая гамма выставки, а и ее общая тональность, ее прямо-таки осязаемый позитив, захватывающий тебя, вызывающий ответные стук сердца и движение души.
Волшебные часы у мольберта
Говорят, всему чему угодно, а особенно искусству, прикладному творчеству можно быстро научить только детей. Взрослые зажаты в рамки быта, неудач и неуверенности, часто закомплексованы и не верят в свои возможности (тогда как дети даже не задумываются о том, выйдет у них что-то или нет, берутся и делают). Не все гладко было и в клубе. Неуверенность, слезы, раздражение. Но с годами оттачивалось мастерство, не проходило стремление писать красиво, профессионально. Да, как некоторые говорят: «Просто проживать волшебные часы у мольберта и вдыхать запах красок!». И оканчивалось все тем, что многие картины люди с удовольствием покупали, заказывали еще. И даже сама наставница приобретала произведения учеников.
Юлия Николаевна считает, что выставка – полет фантазии учеников. После многочисленных теоретических и практических занятий на заданные темы она пустила всех в свободное плавание. И теперь сама удивляется тому, как они хотят видеть и видят мир, как эти эмоции и цветовая палитра наполняют их сердца и радуют души тех, кто соприкасается с их творчеством.
Живопись у всех – царица
Начинали в клубе с азов: с гризайля (черно-белое изображение), пастели, шаг за шагом шли к смешению красок. Потом за годы обучения в клубе прошли основы живописи и декоративно-прикладного творчества, разбираются в колористике и перспективе, умеют работать в художественной росписи по дереву (городецкой, мезенской, пермогорской, хохломской), по фарфору (гжель), по металлу (урало-сибирская и тагильская роспись), писать лаковую миниатюру, изготавливать витражи, холодный батик по шелку. Но живопись у всех – царица. И все окончилось вот таким мощным фейерверком талантов! Хотя у истинного творчества нет окончания.