Правила жизни заслуженного учителя Людмилы Тиунцовой
Она всегда любила раннюю осень. Глубокая голубизна неба бледнеет в сентябре, словно сраженная клокочущей яркостью земли: ее парков и проспектов во всех оттенках теплой желто-красно-рыже-коричневой палитры, умытых домов и не поникших еще цветочных клумб.
Солнечные краски леса, напитавшиеся знойным летним золотом, радуют глаз, поглаживают душу. Она наполняется восторгом, ведь природа буквально бушует оттенками напоследок, подразнивая спешащую зиму. Ох, и волшебно сейчас в лесу, в парке, на участке возле дома! И всегда, всегда хочется поделиться этой сказкой с родными людьми, теми, кто так же, как ты, навеки покорен неподражаемой красотой, дышит, радуется и блестит глазами, потрясенный вновь и вновь. Даже моросящий дождь всегда радует ее и поддерживает. Видно, потому что от природы – всё подарок.
В педагогике – всю жизнь
Нынче она встречает восьмидесятую в своей жизни осень. За плечами у Людмилы Арсеньевны Тиунцовой громадная трудовая биография, от первого до последнего года – в педагогике: сначала учителем начальных классов, потом преподавателем географии в любимой второй школе, затем организатором внешкольной и внеклассной работы, потом 14 лет – директором родной «двушечки». На настоящей, домашней, пенсии она только последние 15 лет.
Рядом – славная семья: муж Василий Ильич – 57 лет верный и любимый спутник, чудесный сын Михаил, невестка Надежда и замечательная внучка Диана, ее муж Андрей, две лапушки-правнучки: Арина и малышка Машенька. Ну и, конечно, Мартин, интеллигентный британец-кот. Ровные, спокойные, счастливые годы в уютном коттедже на улице Сиреневой. Жизнь, как в одном удачном утверждении: «Самое большое счастье, когда хобби становится оплачиваемым делом жизни, а за спиной не стоит предательство, а лишь властвует любовь».
Хороший учитель – счастливый учитель
Семья – ее база. Она формировала и ее как личность. Личность учителя. Собственно, это ведь аксиома: несчастный, неуспешный в жизни человек не может быть хорошим учителем. И она говорит: «Надо иметь модель добра дома, чтобы уютно и хорошо было в школе. И тогда всем рядом хорошо».
Человек она оптимистичный и легкий. При всей твердости и требовательности характера необычайно доброжелательный. Даже в самые трудные (директорские) годы ее работы в школе с ее лица не сходила улыбка. Каждое утро при входе в помещение школы всех встречала статная красивая женщина, приветливо улыбающаяся, интересующаяся буквально всем: спросит про домашку, про то, где синяк завоевал, поторопит, когда опаздываешь. «Если у тебя какие-то проблемы, останется с тобой вечером, после уроков, а надо – придет домой, поговорит с родителями, никогда не настучит на тебя. А беду разведет». «А на уроках никогда не повышает голос» (из воспоминаний бывших учеников).
Так вот, о хобби. Она – патологическая туристка. Стала географом и заразила туризмом несколько поколений учеников. Досконально изучены горы: Благодатская, Качканар, Шайтан, посещены все ведущие предприятия Среднего Урала, ну а о поселках местных (Ис, Косья, Журавлик, Сигнальный, Новая Тура) и говорить нечего: как пять пальцев изучили. В походах попутно ветеранам и инвалидам помогали, научились науке выживания в лесу. А уж лично напутешествовалась вдоволь: Кавказ – Дагестан, Дербент, Сочи, Геленджик, Адлер, Прибалтика, Румыния, Югославия. Потом были интересные классные часы с фотографиями и эмоциями. С группами детей ездила не раз в легендарную Белоруссию.
«Мы очень любили эти уроки, эти замечательные походы и ее, такую красивую, вдохновенную, такую свою!» (из воспоминаний выпускников).
«Все, что касается школы, меня по-прежнему волнует»
Она и сейчас, в свои восемьдесят, активна (несмотря на болезни) и очень обаятельна. Глаза просто незабудочной голубизны, опрятная, внимательная, мягкие манеры, нежный голос, ненавязчивость, тонкий юмор, умение владеть аудиторией и вместе с тем скромность. Скромность того, родного, узнаваемого советского поколения настоящих педагогов, откуда родом и моя мама, тоже педагог. И тоже от Бога.
– Мне только бы детей своих поздравить с предстоящим праздником. Учеников. Знаете, сколько у меня выпускников-педагогов! А обо мне писать – совершенно никчемное занятие: ну что я такое?
– Вот праздник – День учителя – и задал нам тему: давайте поговорим о вас, педагогах. Итак, современный учитель – это не только передатчик знаний, но прежде всего личность. Его отличают справедливость, такт, неравнодушие, наблюдательность, критичность, чуткость, собственное достоинство. При этом у него должно быть личное пространство, недоступный другим «дом его души».
– А как же доброта?
– Я не забыла этой важной составляющей личности учителя, да и любой человеческой личности. Давайте придем к ней вместе.
– Я давно уже живу вне школы, но все, что ее касается, меня по-прежнему волнует. Знаю, что в современной концепции образования учитель должен представлять сплав творчества и ума, не только преподносить ученикам свое видение предмета, а помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир.
Поверьте мне, эта концепция далеко не нова. И двадцать, и тридцать лет назад мы, педагоги, уделяли школе две третьих своей жизни. Дети намного больше времени проводили в стенах школы: занимались в кружках, секциях и музыкальных ансамблях, выпускали стенные газеты, помогали ветеранам, ходили в походы, создавали музеи (мы, кстати, создали музей разведчика Николая Кузнецова), у нас были пионерия и комсомол, и уже тогда – обширное волонтерское движение. Как сегодня говорит молодежь: тусовались.
Причем все в одном месте, были у нас на глазах и, может быть, поэтому были нам ближе и роднее. Да и родители становились классному руководителю почти родственниками. И это несмотря на то, что мой, например, первый выпускной класс (1976 года) насчитывал 35 человек! Справлялась.
Сегодня при всем том, что я преклоняюсь перед педагогами, я вместе с тем замечаю большой перевес всех трудностей воспитания в сторону родителей. Ну время такое. Согласна. Но не совсем. Нынешний учитель, к сожалению, часто сохраняет рефлекс дистанцирования себя от детей. А это – вакуум. Душат равнодушие, безличностность и холодное безразличие учителя по отношению к ученику.
Ребенок в школе одинок. От родителей, и только от родителей требуют воспитания, культуры поведения их чад, даже более широкого образования (а что, можно ведь погуглить и самостоятельно или с родителями). Достижению общезначимых целей теперь очень мало способствуют спорт, музыка, туризм, простое совместное общение на природе. Потому что всего стало до обидного мало.
Но самое, на мой взгляд, главное: несколько размылось понятие личности учителя, человека, по-настоящему любящего детей, живущего их интересами. В школу надо идти только по любви. Как замуж.
– Если я правильно вас поняла, Людмила Арсеньевна, вы, критикуя сегодняшнее положение в школе, имели в виду общую тенденцию?
– Разумеется. Боже упаси обидеть мне весь новый состав педагогов второй школы и память ее старожилов! Здесь работали и работают просто замечательные люди. Вот они-то верны старым добрым традициям. Здесь свой чудесный дружеский микроклимат, заложенный еще одним из первых директоров – Людмилой Ильиничной Кириченко, замечательные педагоги, очень активный нынешний директор Евгений Анатольевич Спехов, буквально преобразовавший за последние три года школу: спортивные площадки, уникальный стадион, прекрасный ремонт здания, невероятное оборудование, доступное пока не всем учебным заведениям не только Нижней Туры, но и Екатеринбурга. Я им желаю успеха. Не может быть безуспешной жизнь и работа в такой школе!
Любовь продлевает жизнь
– Людмила Арсеньевна, а ваши дети? О ком это вы все время так тепло вспоминаете?
– Ну как же, мой первый и единственный выпуск (как классного руководителя) 1976 года. Я вижусь с ними каждый год вот уже 43 года подряд! Приезжают ко мне в гости, не всем, конечно, классом, но всякий раз по 9–11 человек. Везут цветы, улыбки, поцелуи, судьбы свои, жизни и воспоминания, рассказы об одноклассниках, их семьях и внуках. И я счастлива, ведь эта их любовь продлевает мне жизнь, которую я так люблю!
– Им же ведь всем по шестьдесят! Просто феномен какой-то!
– Да, а сердца-то все те же.
Она говорит, задумываясь, прерывая себя уточнениями. Саша Новиков, Володя Чуродаев, Коля Руссков, Володя Кульнев, Андрей Заусов, Ольга Головина, Люда Кульнева, сестры-близняшки Оля и Надя Переваловы, Галя Гибадулина, Саша Артеменков, Валера Мищенко, Сережа Афоничкин…Все получили профессии, устроились в жизни, у многих уже внуки, позади насыщенные трудовые годы.
Но и более поздние выпуски школы славны своими детьми: с удовольствием лечусь у Стаса Бойко, Ксении Кобяковой и Юлии Лавелиной, а педагоги какие замечательные окончили «двушку». Можно сказать: легендарная наша вторая!
Она говорит, а в глазах ее свет и доброта.
Обратите внимание: материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться.