Что такое профильное обучение и чем оно привлекательно для школьников и их родителей?
Многим школьникам довольно сложно определиться с будущей специальностью и выбором учебного заведения профессионального образования. Возможностей много, но зачастую не хватает реального представления о том, чем и как придется заниматься в конкретной сфере. Как помочь им в этом?
Приоритет индивидуальному подходу
С 1 сентября все школы России начинают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования. Они направлены на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования, подготовку ребенка к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Новыми образовательными стандартами в старшей школе фактически вводится начальная ступень профессионального образования, которая позволяет старшекласснику в ходе профессиональных проб оценить, подходит ли ему в силу личностных особенностей та или иная специальность. Это позволит в дальнейшем сделать максимально точный профессиональный выбор.
База с вариациями
Предусмотрено пять профилей обучения: технологический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, универсальный.
Учебный план в классах профильного обучения состоит из набора базовых и профильных предметов, необходимых для поступления в высшие профессиональные учебные организации. Преимущество профильного обучения – это серьезное изучение предметов, которые интересны ребенку и необходимы для поступления в вуз; хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ; изучение только тех предметов, которые понадобятся на выбранном ими профессиональном пути. Кроме того, образовательный процесс будут осуществлять наиболее опытные и квалифицированные педагоги, что снизит нагрузку на родителей в плане оплаты дополнительных занятий с репетиторами.
Кому что важно
Как следует из федеральных стандартов, учебное заведение может реализовывать одновременно несколько профилей. Базовыми и обязательными общеобразовательными предметами являются: математика, история, русский язык и литература, иностранные языки, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
Профильные общеобразовательные предметы:
– естественнонаучный – химия, физика, биология;
– гуманитарный – литература, русский и иностранный языки;
– социально-экономический – история, право, экономика;
– технологический – информатика и ИКТ, математика, физика;
– универсальный – базовые предметы + элективные курсы, то есть курсы по выбору, входящие в состав профиля обучения. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.
Что выбирают школьники?
Как сообщает Управление образования администрации НТГО, проведен анализ готовности образовательных организаций к введению ФГОС СОО. А анкетирование выпускников 9 классов по выбору будущего профиля обучения дало следующие результаты: 71 школьник выбрал обучение в 10 классе различных профилей. Среди них гуманитарный профиль выбрали 33 человека, универсальный –18, технологический – 9, естественнонаучный – 7, социально-экономический – 4. Сейчас формируется профильная сеть Нижнетуринского городского округа на 2020–2021 учебный год.
Пожелания родителей
Мы спросили подписчиков в социальных сетях: как они относятся к введению ФГОС, поможет ли новшество выбрать школьникам правильный профессиональный путь и как, на их взгляд, должны формироваться профильные классы?
– Мое мнение: профильное углубленное обучение должно быть в каждой школе, но, как правило, набирается 1 или 2 старших класса (10-11) в каждой школе! Допустим, в гимназии сильные педагоги по гуманитарным предметам – им отдать гуманитарный профиль. В другой школе отличные педагоги по химии и биологии – им отдать естественнонаучный профиль. И тогда формировать классы в школах по потребностям детей. Конечно, придется детям, живущим на ГРЭСе, например, ежедневно добираться до школы 1 или 7 по выбору их профиля, но это того стоит, как я думаю.
– Даже в старших классах я не могла определиться с профессией, может, сейчас дети более продвинутые или за них сделают выбор родители.
– Очень нужное введение. Только бы ввели во всех школах.
Наталья Янушкевич (Аверинская):
– Было бы профилей достаточное разнообразие.