Как любить детей и завоевать ответные чувства – знает Лариса Терехова
Она считает, что литература особенно ярко входит в детское сознание благодаря сопутствующим эмоциям. И всю жизнь работает по такому принципу. Оправдывает ли это себя?
Кольцевая композиция
Ее жизнь сложилась, как оказалось, по законам кольцевой композиции. Начала работать (совсем девчонкой, студенткой-заочницей первого курса пединститута) в сельской школе на Платине. Потом сорок с лишним лет отдала городским школам Нижней Туры № 2 и № 3. На шесть лет уходила в Лесной, в школу № 68, ныне лицей, но вернулась в Туру: заболела мама, надо было быть рядом. В школе № 3 доработала до пенсии плюс еще 15 лет. И вот опять – поселковая, сигнальнинская. Девятый класс. «Встретили классно!»
Правда, классом вряд ли назовешь ее девятый, выпускной – всего-то три ученика: Алена Дистель, Ксюша Журавина и Алеша Силкин. Но Лариса Ивановна Терехова считает, что не в количестве учащихся дело, а в качестве данных ребятам знаний по любимым ее предметам: русскому языку и литературе. «Уровень обязана дать тот же. На уровне», – шутит она.
Сверхответственность
Ее рабочий день – от семи до семи. Встает в пять утра, чтобы успеть подготовиться, вовремя добраться до поселка, настроиться на уроки. «Возрастная сверхответственность, – смеется Лариса Ивановна. – Но, поверьте, не жалею, что впряглась. Выйдя на пенсию, только три месяца смогла высидеть дома. А тут оказалось, что надо помочь школе Сигнального, нет литератора. Ну как не помочь!?
Вчера у меня был громкий, веселый день: мое семидесятилетие. Цветы, комплименты, добрые слова коллег. Очень приятно. Семидесятилетие… Боже мой! Самой не верится: как дошла до жизни такой!» – опять смеется она.
Ну а еще приятнее было для нее множество писем от бывших учеников. Как же они любят ее! И как любит своих «ребяток» она!
Особенные
Ей часто снятся два ее выпуска, самым-самых, что запали в сердце на всю жизнь, – 1982 и 1984 годов в школе № 2. Годы с этими ребятами были особенными годами любви, взаимопонимания и дружбы. Они так легко шли на контакт, так многим интересовались и столько хорошего после себя школе оставили! И не только школе, как выяснилось. Ей – тоже: свою верную любовь, признание, заботу.
Около десяти лет назад Лариса Ивановна тяжело заболела. Понадобилась крупная сумма на дорогостоящую операцию. Ученики откуда-то узнали об этом и собрали ей эту сумму. Подключились и врачи, тоже ее выпускники: Олег Попов и Владимир Пермяков, устроили в хорошую клинику.
Крепка связующая души нить. И в письмах своих они тоже пишут: «Воспоминанья греют наши души…». Только теперь уже – больше по электронке.
Были годы!
А вспомнить, конечно, есть что. Сколько было поездок по литературным местам, диспутов, встреч! Какие незабываемые литературные вечера были организованы! Пушкинский бал, например, в школе № 3. В костюмы и кринолины XVIII века были одеты родители, учителя, старшеклассники; взрослые и дети играли на фортепьяно, исполняли роли пушкинских персонажей, самого Пушкина и его Натали. А романтичные выпускные…
– Да, какие пронзительные были годы, и те, и последующие, девяностые. Какие глубокие дети, не обремененные гаджетами, – соглашается Лариса Ивановна. – Мне все время хотелось их удивлять, приносить им все новое и новое о писателях, поэтах, о нашей изумительной литературе, будоражащей и сердце, и сознание. И я видела, что они ждут каждого урока, предвкушая рассказы о малоизвестных фактах биографий писателей, о жизни эпохи.
А книга… Книга действительно формирует человека. Но если познанию книги способствуют еще и личные эмоции, которые ты выплескиваешь в поездках и на мероприятиях, то …
Ясная Поляна, Тарханы, Лутовиново
Так родилась ее идея: «ни года без поездки с детьми по литературному маршруту». Если найти средства, то в году можно совершить три полноценные поездки – ведь существуют благословенные каникулы, словно созданные для путешествий. А еще – благодарные родители и искренние спонсоры, такие, каким много лет являлся Олег Телятников.
Сначала были Ленинград и Пушкин. Возложили цветы на Черной речке, у места дуэли с Дантесом, выстояли огромную (!) очередь в музей-квартиру Пушкина на Мойке, где поэт умирал после дуэли, а верный Жуковский вывешивал бюллетени его ухудшающегося с каждым часом состояния…
После красивейших Тархан, где рано осиротевшего, болезненного, но необычайно талантливого ребенка Мишу Лермонтова растила и воспитывала безумно любящая его бабушка, – так вот, после Тархан, овеянных невероятной любовью, в тургеневском Спасском-Лутовинове ребята все время сопоставляли образ бабушки Лермонтова с образом жесткой и капризной матери Ивана Тургенева, сделавшего его несчастливым человеком.
В Ясной Поляне удивились добротной школе, построенной для крестьянских детей Львом Толстым. В несколько рук попытались объять знаменитый столетний толстовский дуб, с которым вел диалог любимый многими герой «Войны и мира» Андрей Болконский.
Поклонились памятным местам Ивана Бунина, Тютчева, Леонида Андреева, Лескова, Пушкина (уже в Михайловском), посетили праздничный Санкт-Петербург в день его 300-летия, ездили на празднование 1000-летия древнего Пскова. Потом были горячие разговоры в поезде до самого утра – о том, почему эмигрировал Бунин, кто убил Есенина и за что, спорили, читали стихи, спрашивали и снова спорили…
А потом появлялись замечательные проекты ребят, литературные и исторические исследования, интересные рефераты и… победы, победы на конкурсах, в олимпиадах.
Сближает… лицедейство
О творческих школьных вечерах Лариса Ивановна рассказывать может тоже бесконечно. Наряду с преподаванием, она не один год работала в школах заместителем директора по внеклассной работе и организовала за свою педагогическую жизнь десятки интереснейших вечеров. «Лицедейство сближает, как ничто другое, – говорит она. – А мы много занимались именно театром. Ведь порой один хорошо подготовленный спектакль, да еще если он поставлен по какому-то классическому произведению, даст намного больше, чем несколько уроков.
– Мои ученики разбросаны сейчас, можно сказать, по всему миру. Горжусь ими невероятно! Инженеры, строители, врачи, даже ученые, воспитатели, учителя и актеры, работники сферы культуры. В Москве, в Союзе кинематографии, трудится Максим Новоселов. В Швейцарии играет в Цюрихском русском театре Саша Коптяков. Роза Латыева заведует клубом в маленьком городке на Дальнем Востоке. Женя Зыкова поступила в театральный вуз в Нальчике, перевелась в Москву, в РАТИ, на курс к Александру Пороховщикову. Работала какое-то время в театре, сейчас преподаватель в театральном колледже, репетитор. В Екатеринбурге работает редактором журнала Наташа Путно (Томилова). Легко поступили в вузы Игорь Чуриков, Егор Лужбин, Гоша Косолапов, Лада Томилова…
У меня были звездные классы и звездные дети. У каждого класса – свое лицо, и каждый – новый поворот в моей судьбе, новый взлет. Все они дороги мне, как дети. Вот назвала сейчас несколько имен и думаю: как бы не обидеть остальных-то «ребятишек»!
Учитель с большой буквы
Лариса Ивановна награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. В 2006 году получила Национальную премию Президента России. А в 2004 году стала «Учителем года» Нижней Туры. И я знаю, почему она легко победила в этом конкурсе: лукавый веселый взгляд, чудесная улыбка, притягательная харизма, динамичная программа, выступление на ура и любимый аккордеон в руках, заводящий и зрителей, и участников, и жюри. Всех!
Под фото
Совсем недавно Лариса Ивановна Терехова встретила в печати высказывание: «Люди, которые читают книги, будут управлять теми, кто смотрит телевизор». И поняла, что давным-давно живет и думает именно так. И всегда была уверена: никогда миру информации не поглотить мир высокой литературы. Книга формирует в человеке все: культуру, образованность, интеллигентность, доброту, любовь к красоте, пробуждает талант / Фото из архива редакции газеты «Время»