История войны и прихода к Богу иерея Игоря (Киселева)
Священнослужитель и участник Афганской войны. Именно тема Афгана привела нас к отцу Игорю (Киселеву), настоятелю прихода Покрова Пресвятой Богородицы.
В беседе отец Игорь рассказал о своем участии в Афганской войне и о том, когда и как он стал священнослужителем.
Крещение Игорь Киселев принял в 38 лет. Уже потом было обучение в воскресной школе для взрослых, семинария и первый священнический сан дьякона.
В комсомол ради мечты
Служил Игорь Киселев в пограничных войсках на Дальнем Востоке. Служить в армии хотел, серьезно к этому готовился. И мечтал непременно попасть в погранвойска. Ради этого даже вступил в комсомол.
– Наше поколение было воспитано в духе патриотизма, – говорит отец Игорь. – Чувство долга, ответственности и благодарности Родине было у большей части молодежи. В наше время считалось позором откосить от армии. На ребят, которые не служили, посматривали с осторожностью: что это он не служил, может, болен чем-то?
Спецподразделение
– Призван в армию я был осенью 1986 года, – рассказывает отец Игорь. – Первые полгода проходил обучение в школе сержантского состава мотоманевренной группы (ММГ) под Хабаровском. Здесь готовили командиров боевых машин пехоты (БМП) специально для горячих точек.
Затем я был направлен во Владивосток. А еще через пару месяцев – на основное место службы: в город Дальнереченск Приморского края, в спецподразделение ММГ.
Неожиданное предложение
– Летом 1988 года я уже готовился к демобилизации, но неожиданно пришел приказ о передислокации на границу с Афганистаном с последующим вводом на территорию страны.
Предложение это было добровольное, но практически все наше подразделение подписало согласие отправиться в Афганистан. Все понимали, что это добровольно и можно отказаться, но для нас отказ был сродни дезертирству. Надо сказать, что состав наш был очень сильный. Моложе одного года службы никого не было.
Сначала нас перебросили в Таджикистан, где в горах мы месяц проходили акклиматизацию и боевую подготовку.
Обеспечить безопасный выход
– В первых числах сентября 1988 года своим ходом на боевых машинах мы переправились через реку Пяндж на территорию Афганистана. Точка нашего базирования (город Рустак) находилась в 150 км в глубину Афганистана от советской границы.
Целью нашего пребывания было обеспечение безопасного вывода советских войск. Мы располагались не на дороге, а в тех местах, где могли готовиться атаки и провокации со стороны местных бандформирований.
Наша мотоманевренная группа держала под контролем один из таких сложных участков. И обеспечивала безопасность наших пограничных застав, которые также нередко подвергались нападениям.
Находился я там в звании сержанта, в должности командира боевой машины пехоты. В моем подчинении был экипаж БМП (механик, водитель, наводчик, оператор) и десантное отделение (снайпер, гранатометчик, пулеметчик, автоматчики).
Первый обстрел и разборки моджахедов
– В жестких боях мы не участвовали. А вот под обстрелы попадали не раз.
В первый же день, как наша ММГ прибыла на базу, нас обстреляли снайперы. Но с такого расстояния, что даже выстрелов не было слышно, а только как пролетают и падают пули. Никто из наших ребят тогда не пострадал.
Два раза ночью, находясь на посту, мне доводилось наблюдать разборки банд моджахедов. Точка наша находилась на возвышенности, стычка была в паре километров от нас, но в горах казалось, что совсем рядом.
Мне было видно все: как моджахеды перебегают с места на место, как обстреливают друг друга. Все продолжалось больше часа. А потом они просто разбежались каждый в свою сторону.
Выход из Афганистана
– Чуть более пяти месяцев провели мы в Афганистане. Наша база располагалась в северной части страны, и покидали ее мы последними.
Выход начался рано утром 13 февраля 1989 года. Наша БМП шла головной. Местность там густонаселенная. Мы проезжали один кишлак за другим, везде было много людей, все очень радовались, что мы покидаем их землю. Но одно поселение казалось подозрительно тихим. И как раз на окраине этого кишлака наша машина сломалась.
Мы пропустили всю колонну. Замыкающие уже цепляли нас на трос, когда начался обстрел. Три снаряда упало рядом с нашей машиной. Старший лейтенант Маймеров, замначальника заставы по боевой подготовке, первым сориентировался, откуда стреляли. Развернул АГС (автоматический гранатомет), который стоял на его БМП, и со второго залпа подавил огневую точку.
Затем огонь был открыт по нам со стороны кишлака. К тому времени вся колонна была приведена в боевую готовность и открыла огонь по кишлаку.
Никто из наших ребят не пострадал, а со стороны афганцев потери были.
Дальше весь путь мы прошли без столкновений. 14 февраля 1989 года в 16 часов мы были на советской стороне.
В поисках правды
– После армии началась обычная гражданская жизнь: работа, женитьба и рождение детей, – продолжает отец Игорь, – о церкви я тогда и не думал. Но всегда знал, что Бог есть. Просто я не знал, кто Он. Более тридцати лет я жил в неведении, а в 33 года Господь мне открылся.
Я всегда был правдолюбцем. И готов был защищать «свою правду» с криками и даже кулаками. Был вспыльчив, горяч. Но везде, где я пытался искать правду, мне чего-то не доставало.
Так вот та духовная встреча перевернула всю мою жизнь. В течение пяти лет после этого я готовил себя к крещению. Читал Священное Писание, разбирал его, вникал. Искал себя. На этом пути еще несколько раз мне было Откровение Божие. Тем больше я понимал, что иду в правильном направлении.
И вся правда, которую я искал, открылась для меня, как только я прикоснулся к Правде Христа: его жизни, его жизненного подвига, его жертвы за грехи рода человеческого. И в его правде открылась вся неправда мира. И этой правды мне хватило, чтобы насытиться. И теперь я спокоен и насыщен правдой. Мне не нужно ее больше искать и кому-то доказывать. Воистину Господь в Евангелии от Матфея сказал: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся».
Невидимая рука
– Приняв крещение, – продолжает отец Игорь, – я пошел учиться в воскресную школу для взрослых. А дальше уже все пошло как бы само собой. Рука Бога меня повела.
По окончании воскресной школы мне предложили пойти в семинарию, где я сразу же был рукоположен в первый священнический сан дьякона.
С 2015 по 2018 год служил вторым священником в Трехсвятительском храме, куда меня пригласил отец Анатолий (Кузнецов). И уже более двух лет я настоятель прихода Покрова Пресвятой Богородицы.
О ГЛАВНОМ
О смысле жизни
Смысл жизни человека на земле только в одном – научиться любить, т. е. стать на Бога похожим. Мы точно знаем, кто есть Бог. Сын Божий, Господь Иисус Христос нам открыл его в своем жертвенном служении, в спасении рода человеческого. Бог есть любовь.
О свободной воле
Бог наделил нас свободной волей. Мы всегда свободны в выборе. Мы можем быть не свободны в ситуации. Но последний выбор всегда за нами, он и формирует нас как личность.
О любви
Истинная любовь – она всегда жертвенная, она ищет, кому послужить, при этом взамен ничего не требует.
О семье
Семья – это малая церковь. Это та святыня, через которую мы учимся любить. Ведь в семье нужно и милосердие, и сострадание, кротость, терпение, смирение, несение и прощение немощей, жертвенность. Но семья не смысл жизни, а одна из величайших ценностей, достижение главной цели – богоуподобление