Знаменитый земляк Артур Толстобров рассказал о своих самых известных проектах, тяжелом труде аниматора и сверхзадаче
Профессия аниматора отчасти схожа с ремеслом доброго волшебника: художник переносит сказочный мир из своей головы на бумагу, наполняет рисунки воздухом и светом, заставляет героев ожить и обрести характер. Такой невероятно душевной, дарящей детство профессией овладел 49-летний нижнетуринец Артур Толстобров.
Сейчас он живет в Подмосковье и работает над известными телевизионными проектами.
Начало пути
Артур мечтал рисовать мультфильмы с детства. В 20 лет поступил на учебу в лицей кинематографии № 333, далее были компьютерные курсы для аниматоров во ВГИКе, а после – Школа диснеевской анимации Александра Дорогова.
Свою профессиональную деятельность начал в 1993 году в киностудии «Аргус». А спустя четыре года его пригласили в FAF Entertainment руководить цехом прорисовки мультсериала «Незнайка на Луне». Мультфильм стал авантюрой для многих художников, взявшихся за его создание, и точкой взлета в их карьере.
– Мне посчастливилось работать с ключевыми фигурами «Союзмультфильма» над ключевым мультсериалом, который в конце 90-х годов стал прорывом в сериальной анимации: бил рекорды в рейтингах прокатов, а по количеству проданных кассет обошел даже «Рембо». Я работал под руководством режиссера-постановщика Александра Люткевича, получив колоссальный опыт мастерства. За три года мы нарисовали 12 серий и полный метр, ставшие классикой российской мультипликации. Это был последний значимый сериал, созданный на целлулоиде, со съемочными станками и заливкой персонажей кисточками.
Тяжелый труд
Вопреки расхожему мнению, работа Артура вовсе не похожа на бесконечный праздник.
У аниматоров есть своя профессиональная шутка про «чугунную сковородку в штанах», потому что им приходится сидеть за листком бумаги (а в современных реалиях – за компьютером) 24 часа 7 дней в неделю. Конечно, есть короткие передышки на сон и еду. Но мультипликаторам приходится жить в этом ритме постоянно, потому что их ставят в такие условия.
– Если ты не усидчив и не можешь проводить огромное количество часов в процессе творческой и рабочей «медитации», в абсолютной концентрации и в умении дышать самим процессом – анимация для тебя заказана. В этом основная трудность работы аниматора и в этом же ключ к творческой реализации. Поэтому в анимации работают, как правило, аутичные люди. Хотя лично на меня это не очень похоже, я достаточно экспрессивный человек. Мне нужен «взрыв» идей и возможностей, поэтому сейчас я предпочитаю быстрые рекламные проекты с короткими задачами, – рассказывает Артур.
Ключевой поворот
В работе аниматора постоянно возникают экстремальные цейтноты. Бывает, что одну сцену приходится делать неделями, оставаться ночевать в студии. Или, работая из дома, постоянно переходить от компьютера к компьютеру, мимоходом отодвигая от клавиатуры тарелки с едой.
– Если ты не живешь в таком режиме, значит, ты находишься вне профессии. Я занимаюсь как раз таким экстремальным производством. Мне интересны передовые технологии создания анимации, интересно исследовать свои возможности.
Работа над «Незнайкой» свела Артура со многими близкими по духу мультипликаторами. В 2000-х совместно с Александрой Евсеевой он создал студию анимации «Воскресение». Это был ключевой поворот в его дальнейшей деятельности. Появилась возможность собрать свою команду профессионалов и реализовывать креативные проекты.
Артур рассказывает, что у него был свой тест на аутентичность для аниматоров.
– Студия «Воскресение» была не очень удобно расположена и найти вход в нее с первого раза – задача не из легких. Если соискатель долго плутал или вовсе потерялся, это означало, что к нам пришел настоящий аниматор. Если же человек отлично ориентировался в новой местности, мы сразу понимали: «Какой-то не такой… Не наш». Это был определенный тест на аутентичность, на самозабвенность, нерасторопность и забывчивость. Аниматоры все немного такие: несобранные, невнимательные, даже отчасти безалаберные, потому что находятся в каком-то своем абстрактном мире, в своем особом восприятии действительности.
Авторское кино
В 2000 году на свои деньги Артур совместно с командой студии выпустил авторский анимационный фильм «Воскресение», получивший приз на международном фестивале анимационных фильмов «Крок», диплом российского «Кинотавра» и приз бразильского фестиваля «Анима мунди».
– Основная тема «Воскресения» – загнанность человека и его идей в рамки. При этом форма заточения так или иначе перетекает в форму сюжета. Финал фильма и воскресение – это невозможность убить живую душу и идею. Это сквозная тема и в двух моих последующих авторских фильмах, которые находятся в стадии разработки уже много лет. Однако пока мне не удалось получить на их производство деньги. Возможно, авторское кино просто ждет моей глубокой старости и разочарованности в линейности происходящего.
Не менее важные темы авторских фильмов Артура – это реализация себя в жизни и творчестве и выбор «что делать: кино ради денег или кино ради самовыражения?». Хотя в жизни, признается Артур, он поймал свой баланс и реализовался в тех фильмах и сериалах, которые создавал.
Создавая детство
Артур приложил руку к выпуску многих современных популярных мультсериалов. Он режиссер мультфильма «Бумажки» (2014) и первых 10 серий «Смешариков» (2008). Работал над полнометражным фильмом «Волшебный кубок Роррима БО» (2012). Также делал для ТВЦ несколько проектов, включая анимационный фильм «Рождественская история» (2012), который получил приз детского жюри на IX Международном кинофестивале «Лучезарный Ангел».
Еще недавно нарисовал серию про попугая Кешу для «Союзмультфильма». Бюджет был только на пилот. Сейчас серия лежит, ждет своего часа. Ее пока не запускают, потому что перезапуск советских мультфильмов проходит с отрицательным эффектом
А еще выпустил в эфир для анимационной студии «Паровоз» на ВГТРК мультсериалы «Ми-ми-мишки» (2014) и «Лео и Тиг» (2016). Позже американский телеканал Netflix выкупил из всей сетки проектов ВГТРК права на показ только этих двух мультфильмов.
Неизвестное об известном
По словам Артура, его пригласили работать над «Ми-ми-мишками» в качестве режиссера-постановщика, который должен был спасти проект с уже готовыми персонажами и раскадровкой. Креативному директору Евгению Головину не понравился получившийся мультфильм, а как переделать его – он не знал.
Артур предложил доработать характеры персонажей и скорректировать работу текстур. А еще – изменить голоса, пригласив актрису театра и кино Наталию Медведеву (голос Ванилопы фон Кекс в мультфильме «Ральф»). Манера речи у Наталии очень быстрая, экспрессивная, резкая – это идеально подходило гиперактивному мишке Кеше и создавало нужный контраст с медлительным мишкой по имени Тучка.
– По распоряжению ВГТРК мы ввели еще одного персонажа – девочку Лисичку. Поменяли немного конструкцию мультфильма и главные сюжетные конфликты. Сложившийся «триумвират» (Кеша, Тучка и Лисичка) эффективен до сих пор. Нашу схему позже подхватили «Три кота», у них девочка тоже является ключевым персонажем по решению многих конфликтов. За 3–4 месяца мы запустили первые шесть серий в эфир. Сейчас студия продолжает работать без меня.
Взрослые телепроекты
В настоящий момент Артур режиссирует сериал с рабочим названием «Дикарики» для «Сибирской студии» из города Томска и вместе с командой пишет сценарий к 1 сезону.
– Есть много предложений по работе от ведущих телеканалов с популярными проектами, но я отказываюсь. Иногда выполняю рекламные заказы для крупных торговых сетей. А еще моя фишка и отдельная статья доходов – анимационные вставки в сериалы и фильмы. Например, вставки в сериалах «Клетка» на НТВ, «Зайцев+1» на ТНТ и пр. Такие заказы интереснее, потому что дают больше творческой свободы.
Сейчас интерес Артура захвачен проектами, которые очень нужны зрителю. Признается, что не любит работать годами над одним проектом в одной и той же технике. Каждый раз пробует что-то новое и отводит на проект не более 30 дней. Его главная задача – вывести свои навыки на новый уровень и исследовать новые технические возможности.
Артур Толстобров родился 19 августа 1971 года в Нижней Туре. В 1991 году окончил Лицей кинематографии № 333.
В 1993–1997 гг. работал на киностудии «Аргус», в 1997–1999 – на «FAF Entertainment», в 1999–2001 – в компании «Аниматек».
С 2000 года – соучредитель анимационной студии «Воскресение». В 2009–2011 гг. – руководитель детской студии актерского мастерства в школе №157, в 2011–2012 – координатор Открытого фестиваля детских анимационных фильмов «Маяк анимации», супервайзер анимации в компании «Реновацио»
Источник: Кино-Театр.РУ