Газета №: 48 от 15 июля 2021 года

Становление легенды

Рейтинг:
( 0 Rating )
Фото: © из архива Евгения Карпова

Какие уроки детства и юности стали главными для будущего директора машиностроительного завода

14 июля исполнилось 90 лет легендарному директору машиностроительного завода Евгению Александровичу Карпову.

 Мы много писали о том, как и что создавалось машиностроительным заводом и его директором в советский период. Но что было в жизни Евгения Карпова до того, как он стал директором завода? Что скрывается за сухими сведениями его биографии: родился, окончил, приехал, был назначен?

 Победа – общее дело

Семья Карповых жила в самом сердце столицы – в 10 минутах хода от Кремля, у Никитских ворот. «Отец работал токарем на одном из оборонных авиационных заводов Москвы и очень поздно возвращался с работы». Мать была швеей.

 «После окончания второго класса меня отвезли на летние каникулы к бабушке на Каширу – это в 100 км южнее Москвы. <…> Но эти каникулы затянулись на два года – началась война!

Трудности, дополнительные заботы, горе потерь, которые принесла война, сделали нас, детей, взрослей. Пришлось чисто городскому мальчишке осваивать навыки крестьянского труда: копать землю, сажать картошку и ухаживать за ней, за сотню метров таскать воду для полива, ухаживать за домашними животными, пилить и колоть дрова и многое другое. Жизнь ставила приоритетом общественное против личного, учила взаимовыручке и состраданию.

Многочасовые работы по сбору колосков на полях колхоза, помощь семьям фронтовиков, выступления с концертами в военном госпитале и другие общественные нагрузки – все это формировало чувство ответственности, обязательности и гордости за участие в общем деле».

 Блюдце школьной каши

Остались в памяти Евгения Карпова скудные школьные обеды военных лет: блюдце каши из пшеницы, сваренной на воде, маленький кусочек ржаного хлеба и чайная ложечка сахара. Каша съедалась в школе, а хлеб с сахаром он оставлял на завтрак. 

Полвека спустя Карпов напишет в своей книге: «При посещении подшефных школ № 3 и 5, когда, заходя в школьные столовые, я видел ассортимент комплексного обеда для учащихся, почему-то всегда приходила на память наша большая перемена военных лет».

«В 1944 году вернулся к матери (отец с авиационным заводом был эвакуирован в Иркутск) и семь классов оканчивал в московской школе. Вот здесь я почувствовал разницу в уровне преподавания в столице и на периферии».

 Уважение к женщине

Евгений Александрович пишет, что «возвращение на учебу в Москву совпало со школьной реформой». Одной из ее составляющих было раздельное обучение мальчиков и девочек.

«Мы уже учились в седьмом классе, когда стали устраивать совместные вечера дружбы: уполномоченная делегация мальчиков шла в женскую гимназию и приглашала девочек на вечер, а потом был обратный визит. Боже, какие были тщательные подготовки, сколько волнений и переживаний, робости и откровения – мы уже взрослели.

Именно с этих вечеров через всю жизнь пронес неподдельное глубокое уважение и преклонение перед женщиной».

 В люди

После получения школьного аттестата «на семейном совете решили, что мне необходимо быстрей вставать на ноги, приобретать специальность и для этого продолжить обучение в техникуме».

Евгений Карпов поступил в Московский индустриально-конструкторский техникум на специальность «технология холодной обработки металла».

 Учить на новом

Остались в памяти Евгения Александровича производственные практики. Наблюдательный Карпов отметил для себя, как качественно отличалось оснащение мастерских техникума и московских машиностроительных заводов.

Наверное, в том числе и эти студенческие впечатления и выводы повлияли на решение директора НТМЗ о создании на заводе учебно-производственного участка, оснащенного новыми прогрессивными металлорежущими станками.

 Глазов вместо Москвы

При предварительном распределении выпускников техникума Евгению Карпову была предложена должность начальника отдела технического контроля на маленьком заводе «Металлоштамп» московской промкооперации.

«Но однажды в стенах техникума появляется кадровик – старший лейтенант МВД – с постановлением Правительства о преимущественном отборе выпускников техникума на стройки атомной отрасли. И мы заполняем анкеты, а через какое-то время получаю направление в г. Глазов Удмуртской АССР».

Рацпредложение

Маленькой зарплаты молодым специалистам катастрофически не хватало. «Наша заработная плата требовала очень рачительного расходования, а по молодому делу этого не получалось. И ребята до очередной получки перебивались с хлеба на воду».

Жили молодые специалисты в финских домиках. Евгений Карпов оказался в таком общежитии пятым.

«Среди них я был самый молодой, но взял на себя смелость предложить организовать "общак" и хотя бы обеспечить ежедневный завтрак и ужин».

С зарплаты скидывались по 300 рублей (оклад Карпова был 750 рублей). «Если кто-то из ребят пролетал с остатками заработной платы, у них оставались гарантированные, регулярные, незатейливые, но сытные завтрак и ужин».

Новая малая родина

В 1952 году Евгения Карпова направляют в командировку в Подмосковье на монтаж ЛЭП, которые должны были обеспечить электричеством точки противовоздушной обороны столицы. А через полгода направляют на Урал.

«…Первого ноября 1952 года, держа в руке деревянный чемодан, я вышел из вагона – одного из трех, которые в ту пору ходили из Свердловска до железнодорожной станции "Нижнетуринский завод".

Было морозное утро, над домами поселка из труб весело струился дымок. Слева нависала гора Шайтан, справа вдали синела полоска леса, а впереди... неизвестность!

Расспросив, как добраться до места моего нового назначения, я подхватил чемодан и, поеживаясь от холода и скользя по хрустящему снегу, стал подниматься в гору в сторону "семерки".

Не мог я тогда и предположить, что Нижняя Тура станет моей второй малой родиной, что здесь обрету семейное счастье, встречу отзывчивых, добрых, хороших людей и наставников, найду место в активной жизни и докажу свою нужность...».

 Практика и расширение

В Свердловске-45 молодой Карпов начинает работать начальником ОТК.

«Высокими темпами сооружались объекты производственного назначения, жилье и объекты социальной инфраструктуры. <…> Пришлось поработать на строительстве сверхзначимых объектов для Министерства обороны – на 51-м и 35-м кварталах. Все это расширяло технический и производственный кругозор и было хорошей школой».

Карпов возглавлял производственное подразделение, в состав которого входили механический цех, цех металлоконструкций, вентиляционный цех и цех трубной заготовки. Численность в пик монтажных работ достигала 340 человек.

«Это подразделение организационно было близко к заводской структуре, и эта практика в дальнейшем пригодилась».

 Горький опыт

Производственная жизнь, напряженная и интересная, шла своим чередом и иногда преподносила уроки будущему директору.

«Решили методом комсомольско-молодежной стройки возвести заготовительный цех для ЭХП.

Мне как члену ГК ВЛКСМ поручили организовать изготовление шпренгельных ферм для этого цеха. У нас в подразделении как раз была организована дружная комсомольско-молодежная бригада по изготовлению металлоконструкций. К тому же она подтвердила право личного клейма качеством выполняемых работ.

Эта бригада оперативно изготовила фермы. Смонтировали первую захватку и нагрузили их плитами перекрытия, а через полчаса после окончания смены и ухода рабочих со строительной площадки перекрытие рухнуло!

Комиссии, КГБ, прокуратура, суд. Спасло то, что не было человеческих жертв. Прораба в судебном порядке наказали условно. Мне и бригадиру по комсомольской и административной линии объявили выговор.

В фермах оказались не полностью проварены узлы. А проведенный впоследствии углубленный инженерный расчет на прочность показал слабую надежность конструкции. Она была снята с производства.

Для себя я сделал вывод: все патриотические и общественные инициативы – работать без ОТК с личным клеймом – не имеют под собой правовой основы, и вся ответственность ложится на административный персонал.

Работая директором, помнил этот горький урок и старался не поддаваться на инициативы, не подкрепленные правовыми актами, дабы не поставить подчиненных мне людей под удар».

Неожиданно, но закономерно

Теплотрассу от НТГРЭС до Свердловска-45 сооружало монтажное управление, в котором работал Карпов. Его участку было поручено изготовление компенсаторов с большим количеством сегментных сварных отводов. Требовалось нарезать несколько тысяч сегментов. 

Подразделение Карпова разработало специальный стенд для полуавтоматической газовой резки этих сегментов. «Дальше стали заниматься проблемой автоматической сварки труб в плети. Инициативная группа ИТР и рабочего-электросварщика после работы на роликовом стенде отрабатывали технологию.

Стенд стоял напротив окон кабинета начальника СМУ Данильченко Н. П. А у него в эти дни находился главный инженер Главного монтажного управления министерства Крайко В. А., решая дальнейшую судьбу нашего СМУ, так как объемы работ резко падали.

Перед отъездом они подошли и поинтересовались, чем мы занимаемся.

Не знаю, что потом говорил Данильченко, но через несколько месяцев из Москвы мне поступило предложение перейти на работу главным инженером завода "Сантехдеталь".

Так я стал сначала главным, а потом директором завода».

Евгений Карпов возглавил завод в возрасте 28 лет.

ФАКТ

Когда в Свердловске-45 решили организовать телецентр, подразделение Карпова изготовило металлоконструкцию телевещательной вышки. «Появились широкоэкранные кинофильмы, и мы выполнили сложные металлоконструкции для соответствующего киноэкрана. Пошла мода искусственного освещения футбольных полей стадионов – и четыре вышки изготовили в цехе»

 В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ 

«Он свое слово сдержит»

Председатель Нижнетуринского горисполкома Валентин Воронков в книге «Нижняя Тура. Люди. События. Факты» о Евгении Карпове писал:

– Это был человек слова. Его сложно было уговорить куда-либо вложить деньги. Если аргументы были убедительными, то согласие получали быстро. Если же аргументация страдала, то действовать приходилось административными методами.

Это, естественно, вносило нервозность во взаимоотношения с ним, поэтому я старался избегать конфронтации. Но если уж удавалось договориться, что называется, полюбовно, я точно знал, что он свое слово сдержит.

На Евгения Александровича всегда можно было положиться. И в принципе, город как таковой создал директор машиностроительного завода. Он очень переживал за то, чтобы его работники и рабочие получали жилье, их дети – места в детских садах. Он довел завод до совершенства. Тогда все работники завода с гордостью называли себя машиностроителями.

Был такой период в жизни машзавода, когда вновь поступающие на работу получали жилье в течение полутора-двух лет. Это были благоустроенные квартиры. Карпов впервые в Нижней Туре построил дом на 450 квартир, ставший украшением города. Первым же начал строить двухуровневые квартиры. При нем впервые в городе в детских садах появились бассейны. Пионерлагерь «Лесная сказка», построенный машзаводом, был лучшим в России.

У Евгения Александровича, может быть, несколько сложноватый характер. Но ведь человека судят по его делам, а не по характеру. Все, что им сделано для города, горожан, ведь не так-то просто ему давалось. Нужно было уметь договариваться в министерстве, чтобы ему выделяли средства для строительства. И это у него получалось.

 Высокое признание

Из воспоминаний ветеранов НТМЗ:

– В сентябре 2007 года во Дворце культуры проходили торжества, посвященные 50-летию завода. Когда на сцену для вручения министерского знака «Е. П. Славский» пригласили уже пенсионера Карпова, весь зал – 400 человек – встал. Без какой-либо договоренности и команды, в едином порыве встал и долго аплодировал своему директору!

Это ли не самая высокая награда человеку, посвятившему свою жизнь служению людям! И такие порывы повторялись на последующих заводских торжествах.

 Наш директор

Евгений Александрович Карпов лучшие годы своей жизни посвятил служению людям. Это выражено в размахе заводских корпусов, многоэтажных домах, объектах социальной инфраструктуры.

С большой душевной теплотой ветераны завода называют Евгения Александровича – «наш директор».

Совет ветеранов НТМЗ

 

РСЯ 1140px

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями:
Поставьте оценку:
Рейтинг:
( 0 Rating )
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
0 символы
Вложения (0 / 3)
Укажите свое местоположение на карте

Материалы по теме

Редакция газеты «Время» Логотип газеты «Время»
624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А
+7 34342 2-79-62
РСЯ 1140px

ГАУПСО «Редакция газеты «Время»

624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А

Интернет: Логотип газеты «Время»

Телефон: +7 34342 2-79-62

E-mail: agent@vremya-tura.ru

Режим работы:
Пн.-Чт. 08:15 - 17:30, Пт. 08:15 - 16:15

RUB

Материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться

Главный редактор: +73434227666, redactor@vremya-tura.ru
WhatsApp +79533870146
Telegram: +79533870146

Корреспонденты: +73434227987, reporter@vremya-tura.ru

Отдел рекламы: +73434227962, reklama@vremya-tura.ru

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.