Николай Желонкин – о важности восстановления памятников героям Великой Отечественной войны, исторической точности и славном прошлом маленького поселка
68-летний Николай Сергеевич Желонкин – уроженец поселка Журавлик Нижнетуринского городского округа. Он – спортсмен, активист и настоящий патриот. А еще – реставратор памятников ветеранам Великой Отечественной войны, изучающий историю родного села и биографии людей, в нем живших.
Николай Сергеевич по специальности машинист карьерного экскаватора. Значительную часть своей жизни он отдал работе на горно-обогатительном комбинате. Также учился в Омском государственном институте физической культуры и спорта. А затем окончил и Уральский государственный педагогический университет и ушел работать в школу преподавателем физкультуры.
Николай Сергеевич с детства был любознателен, любил географию и историю. С самых молодых лет проникся любовью к славному прошлому своего поселка. Став взрослым, историю родного села вознамерился сохранить и передать будущим поколениям. Из этого желания и родилось увлечение реставрацией памятников.
Ни креста, ни звезды
Пару лет назад на старом кладбище в поселке Журавлик пенсионер захотел посмотреть на захоронения немецких военнопленных. Но могилок не обнаружил. Оказалось, что все 56 захоронений, расположенных в самом конце кладбища, смыло оборотной водой от гидравлики еще в 70-е годы. Тогда воду из реки Ис использовали в горном производстве для добычи золота и платины. Во время ЧП плотину прорвало, и вода добралась до кладбища.
– Я тогда еще мальчишкой был. Помню, люди обсуждали, что гробы «всплыли». Полкладбища тогда смыло. В том числе и захоронения румынских немцев, погибших в 1946–1947 годах при вырубке леса (так подготавливали месторождения, чтобы весной при таянии снега сразу же начать добычу золота и платины). Плохая еда и холод зимой способствовали высокой смертности.
Вместо захоронений немцев Николай Сергеевич наткнулся на заброшенные могилы ветеранов Великой Отечественной войны. Краска на металлических памятниках давно облупилась, деревянный обелиск покосился и сгнил – ни креста, ни звезды на нем не было.
На потускневшей от времени фотографии виднелся портрет женщины в военной форме с боевым орденом Красной Звезды на груди и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Запомнилась пенсионеру и именная табличка: «Путятина Ольга Григорьевна. 1905–1943».
Память должна быть достойной
– Дата смерти была указана неверно, ведь на снимке у женщины были боевые медали, которые давали уже после окончания Великой Отечественной войны. Я начал прибираться на могилках и нашел в земле нержавеющую табличку с верной датой. Оказалось, что последняя цифра на памятнике – это не тройка, а поцарапанная восьмерка. Позже информация подтвердилась и документами о награждении капитана медслужбы Ольги Путятиной, которые попали мне в руки, – рассказывает Николай Сергеевич.
Семейное захоронение мужчина приводит в порядок: уже покрасил памятники, укрепил оградку, поставил деревянный крест Марии Васильевне и в ближайшее время починит звезду на памятнике Григория Яковлевича (родители Ольги Путятиной).
Известная фамилия оказалась знакома Николаю Желонкину и многим местным жителям не понаслышке. Семейство Путятиных до войны жило в поселке Журавлик, их дом там стоит до сих пор.
Восстановить истину
Все, что удалось узнать о герое войны, Николай Сергеевич бережно хранит и намерен передать дальним родственникам Ольги Путятиной.
Сейчас он продолжает искать информацию уже о других ветеранах. Многих ныне захороненных на кладбище односельчан Николай Сергеевич знал с детства: жил с ними на одной улице, дружил, ходил вместе рыбачить. Все люди в то время были одной большой семьей.
– Очень многие участники Великой Отечественной войны умерли до 1965 года от полученных в ходе боевых действий незаживающих ранений. Их имена не попали в книги и на стенды «Аллеи славы», их никто не знает. А все потому, что военкоматы взяли под контроль количество фронтовиков только после выпуска первой юбилейной медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», учрежденной в мае 1965 года. А до этого времени те, кто воевал, остался инвалидом и умер, не получили особых почестей.
После войны никаких льгот для военных не было, а найти работу человеку без ноги или руки было сложно. Поэтому некоторые бывшие фронтовики нищенствовали, пили и умирали от такой жизни.
Своей работой Николай Сергеевич надеялся восстановить истину. Он хочет, чтобы людей, отдавших жизнь и здоровье Родине, знали и помнили.
Родные ветераны
– Сейчас особенно много заброшенных могил участников ВОВ, потому что родные фронтовиков уезжают из маленьких поселков. А у многих и родственников не осталось – ухаживать за могилой некому. Именно поэтому долг каждого – сделать все возможное, что сберечь память о великом подвиге наших предков, – считает пенсионер.
Если родственников погибших ветеранов все же удается найти, Николай Сергеевич узнает от них много интересного о людях и их боевых подвигах. Все рассказы старательно записывает и складывает в свой домашний архив. Затем ищет недостающую информацию в нижнетуринском музее, общается с историками. Делает все, чтобы имена героев Великой Отечественной войны появились в следующих изданиях книг памяти ветеранов.
Рассказывает, что в современных изданиях часто проскальзывают ошибки и имеются несоответствия реальным датам и фактам. Поэтому главная цель Николая Сергеевича – сделать историю Журавлика точнее и правдивее.
Один в поле – воин
Большую часть памятников Николай Желонкин восстанавливает самостоятельно. Иногда ему помогают товарищи. Но в основном трудится сам, насколько позволяет здоровье.
Раньше хотел организовать отряд помощников из школьников. Но не получилось, родители были против.
– Кто еще поправит покосившийся крест, покрасит оградку, заменит накренившейся памятник, ленту георгиевскую повяжет? Иногда приходится и пень выкорчевать, и тяжелый памятник на себе донести до кладбища. Но это я даже за труд не считаю. Говорят, один в поле не воин. Нет, воин! Если регулярно ездить и хотя бы одну-две могилы приводить в порядок – ты такую огромную работу сделаешь, сразу заметно будет!
Большие планы
В ближайшем будущем на Савиной горке Николай Сергеевич намерен привести в порядок могилу Ивана Григорьевича Шубина, героя Первой мировой войны, награжденного четырьмя Георгиевскими крестами.
– Дочь Ивана Григорьевича, Ия Ивановна, раньше жила в том же доме, что и я. А ее дочка Вера училась со мной в одном классе в поселке Ис. Сам Иван Григорьевич часто приходил к нам в школу на классные часы, многое рассказывал о войне.
Также в планах восстановить и другие памятники, чтобы показать их поколению местных ребятишек. Сделать стенд с фотографиями и историями ветеранов в школьном музее.
Увековечить Ис
А еще, чтобы увековечить поселок Ис, Николай Сергеевич планирует поставить поклонный крест на левом берегу одноименной реки.
– Я уже нашел хороший известняк весом в 5–6 тонн. Теперь надо найти погрузчик, чтобы переправить камень с одного берега реки на другой. На камне планирую сделать нержавеющие таблички с информацией об основателях Николае-Святительского прииска. Надеюсь, что мэр Нижней Туры пойдет навстречу и поддержит эту инициативу.
Одна из наиболее значимых целей на будущее – создать оригинальный геологический памятник штольне Ободовского на южной вершине горы Качканар. А для этого – предоставить все снимки и документы в Свердловское отделение Русского географического общества, чтобы оно сделало памятник объектом регионального значения. Тогда можно будет получать средства на восстановление еще большего числа памятников. И делать еще больше добрых дел.