Нижнетуринский педагог Галина Курмачева – о детской безопасности на дорогах и важности самостоятельности
Галина Курмачева — учитель высшей категории и педагог начальных классов Нижнетуринской гимназии вот уже 40-й год. А еще она пишет стихи и сказки и через них учит детей самому важному в жизни: любви, семейным ценностям, основам безопасности и личной ответственности.
Первые пробы пера
Галина Петровна сочиняет стихи и истории несколько десятков лет. Однако писать ее заставил не столько зов души, сколько нужда.
– В 1980-е годы не было разнообразия учебных материалов. Поэтому преподавание для меня всегда было очень творческим процессом. Я старалась найти и использовать такие приемы, которые сделали бы урок максимально понятным и интересным для ребенка. Так появились на свет мои первые стихотворения.
Потом я начала писать сценарии к праздникам и даже придумывать для ребят новогодние сказки. А когда моим детям нужно было выступить на городском конкурсе, выделиться, я оригинально переписывала уже существующие стихи (чтобы не было повторов среди чтецов), а также сочиняла что-то совершенно новое, – делится педагог.
Сказка ложь, да в ней намек
Иногда темы для творчества подсказывала сама жизнь. О сочинении поучительных сказок Галину Петровну заставил задуматься случай: одного из ее младшеклассников остановил инспектор ГИБДД за переход дороги в неположенном месте. Это не на шутку встревожило учителя: ведь она уже много раз беседовала с детьми о том, как себя вести возле проезжей части! А ребенок не услышал.
Тогда Галина Петровна решила изменить подход. Так родилась сказка, главным героем которой стал Колобок, путешествующий по улицам Нижней Туры.
Хорошо забытое старое
– Я сочинила эту сказку на городской конкурс, посвященный правилам дорожного движения. Для меня было очень важно рассказать о безопасности именно в игровой, не назидательной форме. Ведь когда важные знания преподносятся в стихах, детям это интересно, и они лучше запоминают информацию. К тому же сказки ребята готовы слушать бесконечно, – поясняет педагог.
По словам Галины Петровны, младшеклассникам важно не просто слышать о предмете, но и четко представлять, о чем идет речь. По этой причине педагог берет за основу своих обучающих сказок знакомые каждому ребенку сюжеты и персонажи и наделяет их новыми смыслами, обогащает уже имеющиеся образы.
Играя в сказку
Функция сказки многогранна. Она помогает ребенку наработать словарный запас, дает толчок для развития речи, служит инструментом нравственного, гражданского и умственного воспитания.
Ребенок может не просто пассивно слушать сказку, но и отыгрывать ее. Например, на пальчиковых куклах или в интерактивной игре, распределяя роли и наряжаясь в костюмы. Во время такой игры ребенок может снять стресс и тревогу, проявить весь спектр накопившихся невыраженных эмоций — от буйной радости до ярой злости, может проиграть какую-то нелегкую жизненную ситуацию и тем самым принять ее.
Учиться руками и ногами
– Я успешно применяла метод игры и сказки в процессе обучения, – говорит Галина Петровна. – Помню, когда мои ученики не могли усвоить сложение и вычитание, мы начали «обучаться ногами». Я начертила на полу числовую прямую и начала игру со словами: «Паровозик, ты прибываешь в город под номером 5 (6, 9, 3 и пр.)». И каждый ребенок по очереди бежал и вставал ножками на нужную цифру. Затем я говорила: «А теперь, Паровозик, плюс один! В какой город ты прибыл?». И ребенок переходил к другой цифре со словами: «Я прибыл в город под номером 6 (7, 10, 4 и пр.)».
Так мы учились «складывать и вычитать ногами». Когда малыш получает информацию сразу из нескольких источников, то есть он ее слышит, видит и ощущает, то изученный материал запоминается надолго.
Живой пример
Галина Петровна отмечает, что учителя в школе могут сколько угодно говорить о том, как правильно себя вести, но усвоить информацию и внедрить ее в свою жизнь ребенок может только в семье:
– Возьмем для примера тот же вопрос безопасности на дорогах. В моем детстве, когда я подходила к проезжей части вместе с папой, он, крепко державший меня за руку, сжимал мою ладонь еще сильнее. И даже не слыша от него наставлений, я понимала, что дорога – это опасное место, где нужно быть очень внимательной.
Мой отец всегда соблюдал правила. И часто заострял мое внимание на пешеходах-нарушителях. Особенно если это были родители с детьми. Помню, как он спрашивал: «Интересно, у них что, есть запасные дети? У меня нет». Часто перед выходом из дома напоминал мне: «Не забудь, на твоем пути будет светофор». И как только я подходила к светофору, мое сознание возвращало меня к отцовской прижатой руке, к его наставлениям.
Рука в руке с родителем – это естественное состояние ребенка. Очень важно, чтобы каждый малыш чувствовал такой контакт с мамой и папой. Эта невидимая связь еще не раз поможет вашему сыну или дочери избежать разных проблем в жизни. Но это возможно только при условии, что они видят перед собой достойный пример, чувствуют искреннюю любовь и заботу родителя, – рассказывает Галина Петровна.
Я сам решу!
Не менее важно позволять своему ребенку самостоятельно делать выбор и встречаться с последствиями своих поступков.
– Строгий метод воспитания, построенный на страхе и бездумном подчинении авторитету родителя, неэффективен и даже губителен. Так ребенок никогда не научится ответственности и навыкам саморегулирования, не сформирует собственное мнение.
Но мама и папа могут превратить процесс воспитания в игру, в дружеский диалог. Например, они могут спросить: «Чтобы закончить рисовать, тебе хватит двадцати минут или получаса? Давай я заведу будильник на это время». И со звонком будильника ребенок сам будет понимать, что пора переключиться на другой вид деятельности, и обиды на взрослого у него уже не будет, – рассказывает Галина Петровна.
Если родителю надо, чтобы ребенок сел и выучил уроки, он может спросить: «Ты будешь делать уроки сейчас или через полчаса, когда поиграешь?». Если ребенок долго сидит над одним предметом, можно также узнать у него: «Как ты думаешь, можно за час закончить делать математику? Мы всей семьей собираемся пойти гулять. Если ты не успеешь, прости, мы пойдем без тебя». И здесь главное сдержать свое слово. У каждого ребенка должна быть ответственность за свой выбор и поведение.
Не бояться ошибок
А для того чтобы научиться делать правильный выбор, ребенок должен не бояться ошибаться.
Родителю нужно как можно раньше поручать своему чаду какое-то дело. Например, вместе с ним чинить машину в гараже или лепить пельмени на кухне. Именно это будет побуждать малыша учиться самостоятельности и ответственности. И только так он сможет ощутить себя по-настоящему нужным и ценным в своей семье.
Воспоминания о руках в машинном масле или об испачканных в муке щеках будут напоминать ему о крепких семейных узах даже спустя годы.
А сформированное у ребенка убеждение «я могу это сделать сам», «я большой», «без меня уже невозможно обойтись» поможет развиться в гармоничную и самостоятельную личность.
Яблоко от яблони
Дочь Галины Петровны – Ксения Ахмадеева – продолжила семейную традицию.
Сейчас она педагог в детском саду в городе Лесном.
Помимо этого Ксения – финалист проекта по развитию систем образования «Школа Росатома» (2018), автор-разработчик кейс-технологии для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.
В 2021 году она заняла второе место в конкурсе стран СНГ «Мастерство без границ». Ксения постоянная участница городских и российских конкурсов, стажировок и вебинаров в рамках проекта «Школа Росатома».
Ксения много лет пишет стихи, сказки и сценарии, в том числе для детей.
Профессиональное кредо Галины Петровны – это теория макового зернышка. Суть теории в том, что сегодня ты должен знать чуть больше, чем вчера.
Галина Курмачева строгий и требовательный педагог, но при этом очень неравнодушный. На каждом своем уроке она дает детям столько знаний и внимания, сколько в ее силах. Ничего не делает на автомате и всегда стремится привносить в процесс обучения что-то новое.