Нижнетуринка Татьяна Медведева – о судьбоносной встрече и о том, как школьница оказалась причастна к открытию в Нижней Туре художественной школы
«Мы с девчонками ходили в администрацию города – просить, чтобы в городе открыли школу или студию, чтобы научиться рисовать», – говорит Татьяна Медведева, вся жизнь которой связана с Нижнетуринской художественной школой.
Вот уже 27 лет Татьяна Петровна преподает в художке, а в далекие 1980-е годы даже стала причастна к ее открытию.
Безымянный учитель
«Сколько себя помню, всегда любила рисовать, – рассказывает Татьяна Медведева. – Моя мама была бухгалтером, и до 8-го класса я хотела идти по ее стопам. Но все перевернула одна встреча, оказавшаяся судьбоносной.
Я родилась и выросла в Нижней Туре, училась в школе № 3. Однажды к нам пришел новый учитель ИЗО. К сожалению, я не помню ни его имени, ни фамилии.
Раньше мы рисовали всегда по темам. А он нам стал делать постановки с натюрмортами. Мы рисовали с натуры, передавая форму предметов.
Именно этот учитель обратил внимание, что у меня хорошо получается рисовать, что я передаю пропорции и предметы.
Нам нужна школа
Очень хотелось научиться большему. Но в то время художественной школы в Нижней Туре не было.
Помню, как мы с подружками, любительницами рисовать, набрались смелости и пошли в мастерскую художников, которая располагалась в подвальном помещении Дома культуры. Нас встретили, выслушали и посадили рисовать, поставив перед нами… голову Бажова. Ну что мы могли тогда изобразить? Знаний у нас никаких.
Решили пойти в администрацию в отдел культуры с просьбой открыть для нас художественную школу или хотя бы студию. Там нам ответили: «Хорошо, учтем».
Слишком взрослые
Уж не знаю, повлиял ли наш визит, но в августе 1988 года в Нижней Туре открылась детская художественная школа. Но когда мы с девчонками пришли туда записываться, выяснилось, что мы слишком взрослые, что набирают детей в возрасте до 12 лет.
Владимир Михайлович Румянцев, который нас встретил тогда, решил дать нам шанс и сказал: «Несите рисунки, посмотрим, что с вами делать».
Мы побежали ко мне домой, поставили чайники – сели рисовать. Сделали по несколько работ и отнесли их Владимиру Михайловичу. К огромной радости, нас взяли на вечернее отделение.
Искусство в поколении
Два года я училась в художественной школе. А после 10-го класса поступила в Краснотурьинское художественное училище. Окончив его, в 1995 году пришла работать в родную школу. Через пару лет выучилась заочно в архитектурно-художественной академии в Нижнем Тагиле.
Сегодня свои знания, опыт и любовь к изобразительному искусству я передаю ученикам, многие из которых пошли по моим стопам, в их числе и моя дочь. Она получила высшее художественное образование в Санкт-Петербурге, нашла себя в творчестве и сейчас работает с детьми».
Двойная реализация
– Татьяна Петровна, а позволяет ли работа в школе реализовать себя в творчестве?
– Я сразу хотела работать в школе. Здесь реализуешь себя не только как художник, но и как педагог. И главную миссию художника-педагога я вижу в том, чтобы воспитать в детях любовь к искусству и открыть им одно из прекрасных направлений деятельности – ТВОРЧЕСТВО.
Радостно, когда в конце урока дети благодарят: значит, оценили мой труд как преподавателя. Ведь всегда стараешься детей чем-то удивить, научить своим примером, найти интересный материал, предложить новую тему или необычно обыграть уже выбранную.
Уроки в школе проходят днем, и это дает свободу для личного творчества.
Я очень люблю писать пейзажи. Люблю пленэрные практики с учениками, когда мы летом выходим вместе на природу и пишем с натуры. Показываю на своих этюдах, как правильно передавать пространство и многое другое.
Кстати, в октябре этого года будет проходить выставка моих работ, которая откроется к моему юбилею. Она будет посвящена уголкам родного и любимого города Нижней Туры.
Искусство как лекарство
– Слышала утверждение, что рисовать могут все. Так ли это?
– Я считаю, что научиться рисовать может любой человек и в любом возрасте. Главное – иметь желание и идти к своей цели. Можно посещать мастер-классы по рисованию, пользоваться самоучителем или прийти к нам в школу, чтобы получить необходимые знания.
Но чтобы научиться рисовать хорошо, нужно делать это постоянно. Я своим детям всегда советую, чтобы они больше рисовали. И делать это с натуры, поскольку фотография или картинка не могут полностью отобразить форму и глубину предмета. Нужно всегда иметь при себе блокнот и делать в нем зарисовки понравившихся образов.
Можно ли заниматься без желания?
– У маленьких детей чаще всего нет осознанного желания учиться рисовать. Им просто нравится иметь дело с красками и карандашами. Не все дети могут выразить словами то, что они чувствуют, а рисование дает им эту уникальную возможность.
По мере взросления дети начинают сравнивать свои работы с работами других учеников. У кого-то возникают комплексы, и начинается сопротивление: мне это неинтересно, у меня не получается.
Кто-то просто устает. У нас же принято, чтобы дети были максимально загружены, чтобы свободы было как можно меньше. И, помимо художки, ребенок занимается еще в 2–3 секциях. Желание пропадает, потому что ребенок устает. А без желания ребенка ничему не научишь.
– Как сделать, чтобы ребенок не перегорел?
– Многое зависит от педагога, от поддержки и мотивации родителей. Важно не передавить ребенка, но и не пустить все на самотек.
Поделюсь своим примером. Моей дочери было лет 13, когда она сказала: «Дай мне хоть год отдохнуть от этой художки, надоело уже». Я ответила: «Хорошо, отдыхай». Подождала буквально пару дней, а потом купила новые краски, создала творческую среду. Села рисовать, а сама за ней наблюдаю. Ходила она, ходила, потом присела рядом и… начала рисовать.
Родителям могу посоветовать действовать мягко. Попробуйте поменять установку: не заставлять, а мотивировать. Начните рисовать сами, ходите на выставки, пересматривайте рисунки ребенка, хвалите его.
Всему свое время. Не подгоняйте и не критикуйте ребенка. Пусть он самостоятельно и без вашего нажима воплощает на бумаге свои желания, стремления, эмоциональное состояние. И тогда все у него обязательно получится.
Важно, чтобы оставалась заинтересованность. Но и искусственно поддерживать, а тем более насаждать не стоит. Универсальных советов быть не может. Все индивидуально.
– Без таланта можно добиться успеха?
Залог профессионального роста – это постоянная учеба. Каждые три года педагоги художественной школы проходят курсы повышения квалификации. На фото – Татьяна Медведева на очередных курсах в Краснотурьинске / Фото из архива Татьяны Медведевой
– Кто-то из известных людей сказал: «Художник – это десять процентов таланта, а все остальное – упорный, титанический труд и постоянная учеба». Чем раньше у человека обнаруживаются способности к рисованию и желание изображать окружающий и свой внутренний мир, тем больше у него шансов раскрыть свой талант.
В художественной школе педагоги помогают и создают условия, чтобы раскрыть талант ребенка. Для начинающих художников нужна определенная среда, усердный труд, терпение и, разумеется, хороший педагог. Мы стараемся заразить ребенка живописью, чтобы он выбрал ее своей профессией в будущем.
Все это влияет на успех и талант ребёнка.
Татьяна Медведева, выпускница Нижнетуринской художественной школы, преподает в ней с сентября 1995 года
Татьяна Медведева: «Темперамент ребенка очень хорошо читается через его рисунки. Это действительно как почерк, у каждого своя манера»
25 марта в России празднуется День работника культуры. В этот день профессиональный праздник отмечают представители творческих специальностей, сотрудники российских библиотек, музеев, дворцов культуры и сельских клубов