Кто обязан ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепла и как сменить тариф на электроэнергию
С кого нужно спрашивать за ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла? Что необходимо сделать жителям, чтобы в домах с электроплитами платить меньше? И за чей счет внесут изменения в техпаспорт дома, влияющие на оплату ресурсов и тариф на содержание жилья?
Нижнетуринский округ посетили заместитель начальника департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Вадим Камышан и специалисты департамента. Они провели встречу с сотрудниками администрации НТГО, руководителями управляющих и подрядных организаций, а также прием населения.
Кто в ответе за счетчики
Интересный момент, связанный с приближающимся отопительным сезоном. Как подчеркнула Елена Овсянникова, заместитель начальника отдела контроля за порядком предоставления коммунальных услуг департамента, обязанность по своевременному вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии возложена на управляющую организацию.
Но если же в течение двух месяцев управляющая организация не ввела в строй прибор учета, то это обязана сделать ресурсоснабжающая организация (согласно федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – прим. автора).
В любом случае при возникновении спорных ситуаций потребителям необходимо обращаться в департамент, специалисты которого проведут проверку действий управляющей и ресурсоснабжающей организаций и примут меры.
Не аргумент
Кстати, позиция департамента в вопросе оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла, исходя из вышеуказанного закона № 261-ФЗ, однозначна – приборы учета должны стоять в каждом доме, а техническую возможность их установки можно изыскать практически всегда. Для надзорного органа якобы отсутствие технической возможности – совсем не аргумент.
Тем более что когда наконец в силу вступят новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в домах, не оснащенных общедомовыми приборами учета, жители этих домов скорее всего почувствуют на себе минусы от отсутствия приборов. Напомним, что вступление в силу этих нормативов было перенесено с текущего года на 1 января 2023 года.
За счет собственников
В продолжение темы коммунальных тарифов главой НТГО Алексеем Стасёнком был поднят вопрос о смене степени благоустройства домов после капитального ремонта и внесения изменений в паспорт дома.
Поясню: например, в доме изначально было газовое или даже печное отопление. После капитального ремонта, а фактически – реконструкции многоквартирного дома, – была заменена электрическая проводка, что позволило установить в кухнях электрические плиты. А, как известно, в домах с электрическими плитами тариф ниже – для них предусмотрен понижающий коэффициент 0,7.
Чтобы ресурсоснабжающая организация и ее платежный агент – в нашем случае это «Т Плюс» и «Энергосбыт Плюс» – теперь применили этот тариф, необходимо документально зафиксировать эти изменения в паспорте многоквартирного дома. И здесь стоит учесть, что оплата работы кадастровых инженеров ложится на плечи собственников квартир в этом доме. А вот своевременная актуализация техпаспорта является обязанностью управляющей организации.
О лицензии и нарушениях
Руководителям управляющих организаций также напомнили о процедуре перелицензирования, которая грядет до конца текущего года. Среди требований, которые ГЖИ будет проверять в рамках процесса продления срока лицензии УО, – размещение обязательных сведений в ГИС ЖКХ. Ведомство будет оценивать полноту, своевременность и достоверность размещенной в системе информации.
Специалисты разъяснили порядок продления лицензий, рассказали, какую документацию необходимо привести в порядок, обозначили нарушения, которые могут помешать продлению лицензии. Также был проработан ряд моментов, касающихся изменений в порядок начисления платы за потребленные ресурсы на содержание общедомового имущества; составления актов о фактическом количестве проживающих в квартире; перерасчета за оказание коммунальных услуг ненадлежащего качества.
«Пишите заявление…»
Во время приема населения нижнетуринцы имели возможность напрямую написать заявление на имя директора департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Алексея Россолова. С какими вопросами обращались граждане?
Крыши: всеобщая проблема
Одним из самых наболевших стал вопрос о протекающих крышах. Так, жители Декабристов, 16 пожаловались на эту проблему, которая существует еще с советских времен. «Нам не отказывают, когда мы обращаемся в управляющую компанию, каждый год что-то подделывают, но от этого радикально ничего не меняется. Может быть, уже сделать скатную кровлю, а не латать дыры битумом?» – таково мнение жителей дома.
– Крыши – это всеобщая проблема: они текут везде и всегда, – прокомментировал Вадим Камышан. – Особенно в старых домах. Если вы хотите капитальный ремонт крыши, тогда необходимо перенести капитальный ремонт дома с 2040 года на ближайшее время.
Самое реальное – провести собрание собственников, перевести средства на капитальный ремонт со счета Регионального фонда содействию капитальному ремонту многоквартирных домов на специальный счет дома, установить свой котел собираемости, и, исходя из его величины нанимаете подрядную организацию и капиталите крышу. Управляющая компания должна знать, как это сделать, вы с ней поработайте.
«В наших квартирах нельзя жить»
Жители Заводской, 9 страдают из-за плохой откачки выгребных ям. «У нас нет подвалов, у нас земляные полы. В управляющей компании говорят, что бесполезно откачивать. Что нам делать?»
Представители подрядной организации, нанятой управляющей компанией «Универкомсевер 3», парировали, что выгребные ямы откачиваются. Но из-за наружного подтопления они быстро наполняются, а направлять спецтехнику только на этот участок, конечно, нет никакой возможности. Тем более планируется, что дома здесь будут врезаны в централизованную канализацию в результате капитального ремонта.
«Мы дышим фекалиями и платим такие суммы. За что? В наших квартирах вообще жить нельзя», – не унимались жители. В итоге представители подрядчика пообещали выехать еще раз на место вместе со специалистами комитета ЖКХ и посмотреть, что уже сейчас можно сделать для жителей многострадального участка, не дожидаясь капитального ремонта.
Десять дней на устранение
Подавляющее большинство жалоб было на действия, вернее, бездействие управляющих компаний. Не косят траву, не убирают и не ремонтируют подъезды, не реагируют на заявки. Так, жители дома № 8 по улице 40 лет Октября с апреля обращаются по поводу отсутствия уличного освещения, а в подъездах не убираются уже три месяца.
– Напишите заявление, я проконтролирую, – ответил Вадим Камышан. – А лучше вы сейчас договоритесь с представителем управляющей компании, когда они наладят вам освещение. Потому что я им дам примерно дней десять на устранение недостатков. А затем, если в этот срок они ничего не сделают, сможем инициировать проверку и при согласовании с прокуратурой привлечь управляющую компанию к ответственности.
Кстати, подрядчик управляющей компании тут же заявил, что в ближайшее время по этому адресу установят три светильника.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является главным надзорным органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Территориальный отдел контроля и надзора № 3 (город Серов): 624993, г. Серов, ул. Льва Толстого, 40, +7 (34385) 6-67-70 – начальник отдела Наталья Александровна Сухонос