Как отмечали Новый год много десятилетий назад
Какими были новогодние праздники в советское время? Из чего изготавливали карнавальные костюмы и елочные украшения, что дарили друг другу и как развлекались?
Не пышно, но весело
В СССР всегда большим спросом пользовалась игрушка с изображением Красной Звезды – символом Победы, и она занимала самое видное и почетное место на елочке в любой семье
Галина Макарова:
– У меня остались яркие воспоминания о встрече 1953 года. Раньше не было таких пышных праздников, как сейчас. Но было намного веселее.
В нашем послевоенном детстве было много сюрпризов, были Дед Мороз и Снегурочка. Сейчас моим правнукам родители покупают красивые маскарадные костюмы на новогодний бал, а у нас все делалось своими руками, в ход шли вата, ненужные тряпки, кора деревьев. Даже бумаги толком не было лишней, она была на вес золота по тем временам.
Снегурочка и Дед Мороз, сделанные из ваты и спрессованной бумаги – неотъемлемые новогодние атрибуты пятидесятых годов. Эти игрушки хранятся в семье Галины Макаровой 70 лет, и они до сих пор радуют сердца детей и взрослых / Фото из архива Галины Макаровой
Несмотря на все трудности, костюмы получались замечательными. Мы водили хоровод вокруг елки.
Игрушки по моде
Елка 1953 года в любой семье была такая: во-первых, она была настоящая, и, когда она появлялась дома, все вокруг наполнялось еловым запахом. На ней не было красивых шаров и нынешних гирлянд, мы брали маленькие кусочки ваты, красили их акварелью, если повезет купить ее, и ниточками привязывали к веткам ели. Тогда в моде были и игрушки из ваты или спрессованной бумаги.
Тогда только начали появляться на прилавках стеклянные игрушки – сосульки, грибочки, домики. Но всегда большим спросом пользовалась игрушка с изображением Красной Звезды – символом Победы, и она занимала самое видное и почетное место на елочке в любой семье.
Вкуснейшие «Сказки Пушкина»
Конфеты в коробках, как сейчас, конечно, не дарили. Родители покупали немного сладостей и фруктов и вешали их на елку. Какой же был вкусный ленинградский шоколад! Конфеты «Сказки Пушкина», «Басни Бажова». А на фантиках были напечатаны фрагменты из произведений. Мы снимали эти конфетки с елки и собирали фантики, были целые коллекции.
Гирлянды из газет
Нина Кислицына:
– Я родилась в маленькой деревне в Курганской области. В этой деревеньке была школа, очень маленькая, в классе по два человека. Магазинов тоже не было, но к Новому году надо было как-то готовиться.
1950-е – 60-е годы были послевоенными и дефицитными, тем более в колхозах и деревнях. Не было ни новогодних шаров, ни мишуры, уж тем более светодиодных гирлянд.
Для изготовления гирлянд мы нарезали старые газеты узкими ленточками сантиметров по 20 и склеивали каждую ленту в колечки, получалась длинная цепь. И уже их мы вешали на елку, на стены. Причем склеивали самым обычным клейстером (крахмал и вода).
Танцы под гармонь
Еще мы брали длинные нитки, чтобы протянуть их крестом от угла к углу под потолком. Вырезали флажки, рисовали новогодние картинки карандашом или чернилами, если была краска, то вообще замечательно. Все наши флажки и рисунки крепили на эти длинные нити, получалась красивая и пестрая гирлянда.
Наша пионервожатая учила нас вырезать снежинки, самые красивые и необычные. Конечно, тоже не из белоснежной бумаги, а из чего придется. Помню, что мы вырезали по несколько десятков этих снежинок, украшали ими в первую очередь главную елку деревни, которая стояла в клубе. Новогодний бал тоже проходил в клубе, мы пели песни и танцевали весь вечер напролет под веселую музыку гармониста.
Исовские басни
1956 год. В новогодний праздник исовские ребятищки поставили в клубе имени Артёма спектакль по мотивам басни А.И. Крылова «Стрекоза и муравей». Юная Алевтина Попонина сыграла в нем главную роль / Фото из архива Алевтины Попониной
Алевтина Попонина:
– В 1956 году мы ставили спектакль «Стрекоза и муравей» по басне А.И. Крылова в клубе имени Артёма. Мне досталась роль Стрекозы, я много репетировала, учила все реплики, чтобы выступить перед Дедом Морозом и полным залом детворы.
Как только я вышла на сцену, захлестнуло ужасное волнение. Но шумные аплодисменты вернули меня в чувство, и мы с Муравьем сыграли очень даже хорошо.
В клубе сцену всегда украшали красивыми декорациями, а в центре зала стояла огромная елка, возле которой, мы, детвора, водили хороводы, пели новогодние песни.
Костюмы тоже готовили сами, проявляя фантазию и смекалку, много было зайчиков, волчат, снежинок. Были даже космонавты СССР! Всех ждали подарки и сюрпризы от Деда Мороза. Как же это было здорово!
Сосновое чудо для деревенских
Людмила Пономарёва:
– Я – послевоенный ребенок. Родилась в 1947 году в одной из деревень Тамбовской области. Мой отец был для своего времени грамотным человеком: 4 класса церковно-приходской школы плюс советская партийная школа. Коммунист. В 1954 году его направили работать председателем сельского совета в отдаленную деревню.
Жили мы на окраине деревни в небольшой избе, за избой сразу же начинался хвойный лес. Электричества в деревне не было, избу освещали керосиновая лампа и лучина.
Самыми светлыми и радостными праздниками были Новый год и Рождество. Отец срубал небольшую пушистую сосенку и приносил в дом. Запах смолы заполнял весь дом, и сразу же чувствовался праздник.
Игрушек нарядить сосенку у нас не было. Но родственник прислал нам из города картонные раскрашенные игрушки: собачек, медвежат, белочек, кошечек, зайчиков. Отец ездил в районный центр и привозил рулончики гофрированной бумаги. Из нее я делала разноцветные цветы. Из тетрадных листов канцелярским клеем склеивала колечки и соединяла в гирлянду. Всем этим украшали сосенку.
Мы жили бедно, а люди в деревне – еще беднее. Новый год и Рождество практически никто не отмечал. Церкви в деревне не было. И потому смотреть на нашу «елку» приходили соседские дети и даже взрослые.
Сладкие комочки радости
В то время колхозникам денег за работу не платили, купить сладкое детям не было возможности. Пшеничной муки не было, все ели ржаной хлеб, потому булочек никаких испечь также было нельзя.
Мои родители ухитрялись накопить немного денег и покупали детям в местном магазинчике немного конфет-подушечек. Их из-за отсутствия денег никто не мог купить, и потому от долгого лежания они склеивались в мокрый комок.
И вот отец приносил комочек конфет и кусочек бело-синего сахара. От него молотком откалывались небольшие кусочки и раздавались детям к чаю. Нашей радости не было предела!
Жили мы натуральным хозяйством: что вырастили, то и съели. Выращивали не только овощи, но и теленка или поросенка. К Рождеству всегда оставлялись самодельные мясные колбаски, а большая часть мяса продавалась, чтобы выручить хоть немного денег.
На Рождество к нам приходило много соседских детей. И всем отец подавал хлеб с кусочком колбаски. Ощущение большого праздника и счастья сохранилось на всю жизнь.
Когда я смотрю сейчас на сияющую огнями новогоднюю елку, то с большим волнением и радостью вспоминаю свою «елку» и Рождество моего детства.
Совместный квест
Анна Боровкова, учитель биологии:
– Я хорошо помню один из новогодних праздников в школе. Я как раз взяла классное руководство над 5 «В».
Класс очень дружный, веселый и сплоченный. Накануне праздника мы со всеми договорились, что приходим в новогодних карнавальных костюмах – и дети, и родители. Все планировали праздник заранее, родители подготовили сказку для ребят.
Костюмы ребят были сделаны самостоятельно. Кто-то был Бабочкой, кто-то Дюймовочкой, Снежной королевой, я даже свою дочку взяла на праздник в костюме Красной Шапочки.
Родители тоже постарались на славу – Дед Мороз, Снегурочка, Баба-яга и Зимушка-Зима. Баба-яга спрятала подарки в школе и провела ребятам квест, в котором было много развлекательных конкурсов, в том числе на знание школьных предметов и на смекалку.
Превращение в традицию
Когда дети находили подарки, начиналось чаепитие – в кабинете мы ставили парты в два ряда – один стол для детей, второй для родителей. Все друг друга поздравляли, дети готовили танцы, песни, сценки для мам и пап. Так что чаепитие было не менее музыкальным. Ну и, конечно, долгожданная новогодняя дискотека с хитами тех лет!
Меня радовало, что абсолютно все дети и родители ходили на праздник, все веселились, танцевали, радовались Новому году! И это стало одной из традиций нашего класса. Сейчас, когда мы собираемся с этим классом, а прошло уже 23 года после окончания школы, мы всегда вспоминаем с теплом такие мероприятия.
Все делали сами
Татьяна Федоренко, учитель начальных классов:
– Мои детские годы пришлись на середину семидесятых годов. Очень многое в то время наши родители делали своими руками. Это касалось и новогодних костюмов. Такого разнообразия предметов для рукоделия как сейчас, тогда нам и не снилось.
На память приходит, как мои мама и бабушка делали мне костюм Снежной королевы. Это было, когда я училась в начальной школе. Платье решили шить из марли, этим занялась бабушка. Она у меня швейное дело постигала сама, шить у нее получалось хорошо.
Как сейчас помню это платье – длинные рукава, расширенные книзу, юбка состояла из трех расклешенных воланов до самого пола. От одной примерки у меня захватывало дух – так хотелось поскорее покрасоваться в этом платье. Когда оно было готово, бабушка его накрахмалила, а потом мы приклеивали по краям рукавов и воланов вырезанную тонкой полосой фольгу.
Подарок за Снежную королеву
На голову решили сделать не корону, а кокошник. Но мы все равно называли это короной. Из картона вырезали основу, потом мама обклеивала с обеих сторон ватой. А украшали так: брали елочные игрушки разного цвета, разбивали их, потом давили скалкой, чтобы получились мелкие кусочки. И этим разноцветным стеклом на клей поверх ваты клеили разные узоры.
В ход шли и крупные бусины, и длинные стеклянные части елочных бус. Все это великолепие мама пришивала нитками к моей будущей короне. Довершала костюм накидка со сверкающей мишурой по краям. Мне казалось, я была самая классная Снежная королева на новогодней елке.
Все времена Дед Мороз и Снегурочка дарили подарки за костюмы. Мне досталась небольшая искусственная елочка! Это было здорово! А корона моя, как и платье, досталась по наследству младшей сестренке Свете.