О строительстве новой Нижней Туры – от первого до последнего барака
А вы знаете, что паровой котел № 1 нижнетуринской электростанции был построен на серебряных монетах? Что сегодняшний центр Нижней Туры в середине прошлого века был барачным, а последний барак снесли всего 50 лет назад, в январе 1973 года?
Начало новой части Нижней Туры, которую сегодня мы называем центром, положило строительство Нижнетуринской ГРЭС. В Нижней Туре было все для строительства мощной тепловой электростанции, первой станции высокого давления: большой пруд, массивы строительного леса в окрестностях, залежи песка, гравия, бутового камня и железная дорога рядом.
Подсобные производства
Первые деревянно-земляные бараки и деревянные здания лесозавода были построены здесь еще в 1945 году. В то же время был организован большой лесоучасток – в районе речки Пановки, в 18 км от Нижней Туры. Там были построены три барака, магазин, школа, детсад.
Первое время, в 1945–1948 гг., строительство велось медленно: не хватало техники, квалифицированных рабочих. Но одно за другим появлялись: каменный, песчаный, известковый карьеры, началось сооружение бетонного и кирпичного заводов.
Строительный бум
Началом большой стройки можно считать 1948 год, когда был организован трест-площадка «Турагрэсстрой». Управляющим был назначен инженер-энергетик А.К. Кривонищенко, главным инженером – Е.А. Воронко. Секретарем партбюро избрали И. Попова, комсоргом ЦК ВЛКСМ был назначен В. Перевозкин.
В мае 1948 года на строительную площадку приехали министр электростанций Д.Г. Жимерин и первый секретарь Свердловского обкома КПСС В.И. Недосекин.
Министр, ознакомившись с ходом промышленного строительства, посетил жилые бараки и дал указание прекратить сооружение промышленных объектов, строить только бараки.
Бараки на потоке
Строительство бараков велось поточным методом. На лесозаводе изготавливались каркасы. Они обшивались досками с наружной и внутренней сторон. Пространство между досками засыпалось опилом и шлаком. Оконные рамы, полотна дверей, косяки, плинтусы также изготавливались поточным методом.
Бараки поднимались один за другим. Их немедленно заселяли, но жилья все равно не хватало. Все больше ощущалась нужда в объектах культурно-бытового назначения. Рабочие вышли на воскресник и отрыли котлован под фундамент клуба «Энергетик». Вскоре началось его строительство.
В следующем году полным ходом строилась школа № 2, больничный городок, детский сад, ясли, магазины.
Котел на серебре
Несмотря на указание министра строить только жилье, было решено заложить фундамент под паровой котел № 1. 20 октября 1948 года А.К. Кривонищенко уложил в фундамент первую тачку бетона. Вместе с бетоном в котлован посыпались десятки серебряных монет. По русскому обычаю, чтобы сооружение стояло долгие годы, полагалось бросать при закладке фундамента монеты.
Сборные дома
Строительство с каждым днем расширялось. В Нижнюю Туру со всех концов страны прибывали люди. Некоторых из них помещали в домах колхозников в Железенке, Именной, в Новой Туре.
Для быстрейшего обеспечения квалифицированных рабочих, монтажников и строителей жильем сооружали сборные деревянные домики и дома БЗСК (изготовленные на Березовском заводе специальных конструкций). Для кадровых рабочих строились бараки квартирного типа. Для эксплуатационников – брусковые деревянные дома на Нагорном.
Дом юных специалистов
Летом стройка получила подкрепление – прибыло 25 инженеров и 50 техников. Их поселили в только что отстроенный барак № 88.
В одной половине жили юноши, в другой – девушки. «ДЮС» – так назвали свой барак новоселы. Это означало: дом юных специалистов.
Несмотря на тесноту и неудобства, они жили дружно. Вскоре было сыграно несколько веселых свадеб.
Такой барак нам не нужен
Все вновь построенные бараки до заселения принимала жилищно-бытовая комиссия, в которую входили машинист паровоза Князев, монтажник Постников, плотник Морозов, техник Ткаченко и другие.
Комиссия придирчиво осматривала в бараках полы, печные приборы, помещения для сушки спецодежды, кладовки. Если выявляла недостатки – отказывалась принимать барак в эксплуатацию.
– Что построено – принимайте. Переделывать не буду, – категорически заявлял начальник жилстроя Н.Т. Пушкарев.
– Не примем, – отказывались члены комиссии. – Здесь будут жить наши рабочие, их семьи. А вы взгляните на работу своих подопечных: двери и окна подогнаны плохо, между досками в стенах – щели.
Немедленно устранить
Однажды во время особенно горячего спора между начальником жилстроя и членами комиссии тут оказался заместитель министра электростанций А.Д. Дробышев.
– Я бы на вашем месте, товарищ Пушкарев, – сказал он, – шапку снял перед этими людьми за то, что они бескорыстно помогают вам выявлять брак, называют конкретных виновников. Немедленно устранить недостатки!
Пушкарев получил строгое партийное взыскание, а потом и сам стал строже спрашивать с прорабов, мастеров и бригадиров за низкое качество работы.
Суровая зима
Зима 1949–1950 гг. выдалась особенно суровой. Уже в конце ноября морозы достигали минус 35 градусов, а в середине декабря нередко приближались к минус 50. Люди мерзли не только на работе, но и дома. Печи, установленные в секционных бараках, не могли дать достаточно тепла.
Срочно все печники были переданы в жилстрой. В течение нескольких дней они сложили в бараках десятки печей из красного кирпича, в это же время был подвезен достаточный запас сухих дров. Люди облегченно вздохнули – теперь мороз не страшен.
Молодежный поселок
Строительство временного жилья продолжалось. Уже появился целый поселок из бараков. Его назвали Молодежным, потому что в большинстве своем тут жила молодежь. Появилась большая деревянная баня со своей котельной. Баня работала круглосуточно.
Палаточный городок
В конце 1950 года на строительство приехало еще более тысячи человек. Куда их селить?
Было решено строить деревянные каркасы и обтягивать их полевыми утепленными палатками. В палатках настилали деревянные полы, сложили из кирпича печи. Палаточный городок просуществовал около трех лет.
Наступление на бараки
Для увеличения темпов жилищного строительства было создано строительное управление, коллектив которого в 1953 году сдал 10 тысяч кв. м благоустроенного жилья.
Когда работы по сооружению Нижнетуринской ГРЭС были полностью закончены, коллектив строителей полностью переключился на сооружение жилых домов и культурно-бытовых объектов.
С этого времени началось наступление на бараки. В 1957 году были снесены бараки, расположенные на склоне Шайтана, с № 85 по 127. На освободившейся площади началось строительство 3-этажных жилых домов и Дома культуры. Прекратил существование и знаменитый «ДЮС».
Дольше всех стояли бараки Молодежного поселка, но и они постепенно, один за другим, исчезли. Последние два барака здесь снесли в 1973 году.
А на месте бывшего Молодежного поселка появилась улица, которая получила имя Героя Советского Союза Владимира Скорынина.
9 марта 1949 года рабочий поселок Нижняя Тура Свердловской области был преобразован в город областного подчинения, сохранив за собой прежнее название. А первым главой исполнительной власти нового города был назначен С.А. Рагозин
Первоначально улица Ильича называлась улица Ленина, а улица 40 лет Октября – улица Сталина
В 1959 году население Нижней Туры составляло 20,6 тысячи человек, что в 3,8 раза больше, чем в 1939 году