Ирина Жукова – о любви к детям, таланте и преемственности поколений
Ирина Жукова, преподаватель детской художественной школы и ее бывшая воспитанница, вот уже 23 года преподает рисование, живопись, композицию и историю искусств юным художникам.
– В детстве я много чем увлекалась, спорт очень любила, в волейбол хорошо играла, но и рисовать мне тоже всегда нравилось, – рассказывает собеседница. – Однажды к нам во вторую школу пришел Владимир Михайлович Румянцев, директор художественной школы. Он чувствует детей необычных, одаренных, с художественным талантом.
Нам было дано задание: нарисовать то, что мы видим на улице. Кто-то рисовал дома, кто-то деревья, я же нарисовала улицу 40 лет Октября, уходящую в перспективу. Это было именно то, что я видела из окна класса. Владимир Михайлович настоятельно рекомендовал мне записаться в художественную школу, которая только что открылась в городе. С тех пор моя жизнь связана с художественной школой Нижней Туры.
– Ирина Ивановна, каким стал Ваш профессиональный путь?
– В художественной школе я проучилась всего два года, за это время смогла освоить программу, рассчитанную на вдвое больший срок, но знаний и умений хватило для поступления в художественный колледж в Краснотурьинске. Там я получила профессию преподавателя изобразительного искусства, некоторое время работала художником-оформителем в ГОКе в Краснотурьинске.
Потом работала в Нижней Туре в школе № 2, а с 2000 года работаю в сфере дополнительного образования – в Детской художественной школе. Здесь я преподаю живопись, рисунок, композицию и историю искусств. Во время работы заочно училась в Нижнетагильской социально-педагогической академии на художественно-графическом факультете. Ну и, конечно, постоянно повышаю свою квалификацию на различных курсах.
Главное – интерес
– Какие есть сложности в работе учителя изобразительного искусства?
– Пожалуй, самое сложное – это планы и отчеты, те бумаги, без которых не обходится ни один учебный процесс. А все остальное – это удовольствие. Мне очень нравится общаться с детьми, нравится видеть их творческий рост, их радость от хорошо сделанной работы. Это и моя радость.
– Что самое приятное в работе педагога?
– Это общение с детьми. Особенно нравится видеть их интерес и предвкушение в начале урока. У нас каждый день разные дети, и они постоянно приносят нам новые радости. Конечно, иногда и устаешь за день, да так, что хочется упасть, но положительных моментов значительно больше.
– Все ли дети талантливы?
– Абсолютно все. Возможно, с первого взгляда мы не видим, в какой сфере лежит потенциал ребенка. Задача преподавателя – детский талант раскрыть и помочь ему развиться. Бывает, что не дается ребенку изобразительное творчество, но, возможно, его талант находится в области спорта, науки или музыки.
– А если не получается рисовать?
– Несмотря на то, хорошо получается у ребенка рисовать или нет, мы работаем с ним, объясняем азы, рассказываем о мировой художественной культуре, об истории искусства, стараемся развить художественный вкус и творческое мышление. Дети по-другому начинают воспринимать мир, становятся добрее, внимательней. Главное, чтоб не пропадал интерес и ребенок рисовал для своего удовольствия.
Оторваться от стереотипов
– Я знаю, что воспитанники художественной школы участвуют в разных конкурсах, расскажите подробнее.
– В конкурсах мы участвуем постоянно, в месяц может быть 5–6 конкурсов разного уровня. Постоянно отправляем детские работы на заочные конкурсы. Также мы с детьми ездим на конкурсы в разные города. Это может быть Нижний Тагил, Серов, Новая Ляля, Краснотурьинск и Екатеринбург.
Для ребят это очень полезный опыт. Когда они приезжают и погружаются в конкурс, начинают больше ценить себя, у них появляется мотивация к дальнейшему развитию, вдохновение. Ну и, конечно, очень приятно как ребятам, так и педагогам, когда работы учеников нашей школы занимают призовые места.
– Много ли ребят после окончания художественной школы идут учиться дальше в этом направлении?
– Не очень много. Ежегодно в разные учебные заведения поступают два-три наших выпускника. Профессиональное художественное образование они получают в вузах и колледжах в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах. Радует, когда наши выпускники приходят к нам в гости и делятся своими успехами.
– Можно ли начать рисовать взрослому человеку?
– Я думаю, что рисовать можно начинать в любом возрасте, было бы желание. Главное – оторваться от стереотипов и пробовать рисовать как дети, начать с самого простого. Это помогает раскрепоститься и творить.
Можно заниматься на различных мастер-классах. Например, в нашей школе регулярно проводятся курсы по гончарному делу, художественной керамике, мастер-классы акварельной живописи, куда может прийти любой человек, как ребенок, так и взрослый.
О натюрмортах, куклах и зайцах
– Часто ли Вы рисуете?
– Рисую я постоянно, мне же надо детям показывать и помогать. Иногда сложные постановки я сажусь выполнять со всеми вместе, чтобы наглядно объяснять технику построения. Также регулярно с педагогами рисуем на курсах повышения квалификации. А для себя рисую достаточно редко, просто не хватает времени. Больше всего успеваю творить во время каникул.
– Что Вы любите рисовать?
– Больше всего я люблю натюрморты, это самая удобная натура, не шевелится и не убегает (смеется). А особенно мне нравится писать цветы акварелью.
– У Вас есть хобби кроме рисования?
– Да, я шью зайцев и текстильных кукол в стиле Тильда. Потом почти все они отправляются жить в добрые руки. Казалось бы, всего десять деталей, а изготовление занимает много времени, на одного зайца уходит больше недели, я ведь шью не только саму фигурку, но и делаю для нее одежду, аксессуары.
Еще мне очень нравится путешествовать. Мой любимый город – Санкт-Петербург. Он очень живописный, невероятно интересный и разный. Здесь сосредоточено огромное количество музеев, собравших всю мировую культуру. Музеи и театры – обязательная программа каждой поездки.
А еще у меня две дочери. Младшая пока что учится в школе, а старшая, можно сказать, пошла по моим стопам. Так же, как и я, она сначала отучилась в художественной школе в Нижней Туре. Затем окончила колледж искусств в Краснотурьинске по специальности дизайнер, после получила высшее педагогическое образование, а сейчас работает в художественной школе «Арт-созвездие» в Екатеринбурге. Она постоянно творит, осваивает все новые и новые техники и направления, совершенствует свое мастерство.