О трудовом подвиге работников Нижнетуринского завода в годы Великой Отечественной войны
О работе листопрокатного цеха металлургического завода в годы Великой Отечественной войны – из воспоминаний Павла Засухи, который в свое время был начальником листопрокатного цеха, а в годы войны – молодым инженером, обеспечивающим бесперебойную работу цеха и выполнение заказов фронта.
Для тружеников тыла фронт всегда был рядом – у станка, на драге, на гидравлике, в поле, в лесу и даже за партой в школе. Каждый на своем месте старался обеспечить фронт всем необходимым, работали и учились в тяжелейших условиях недоедания, недосыпания и отсутствия порой таких элементарных вещей, как соль, спички, мыло, что уж говорить о новой одежде и обуви. Но выстояли, дали фронту и металл, и боеприпасы, и продовольствие, и обмундирование.
Ручной и тяжелый
«Трудно сейчас передать, в каких тяжелых условиях в старом листопрокатном цехе Нижнетуринского завода приходилось катать металл для изготовления военной техники.
Тысячи тонн заготовок со склада в цех завозили по одной нитке узкой колеи с помощью лошадей, а часто и без них. Эту тяжелую работу – погрузку и доставку сутунки к прокатным станам, выполняли рабочие за счет напряжения своих сил. Ведь никакой механизации не существовало.
Лишь в конце 1944 года талантливый инженер Леонид Васильевич Предеин (с 1954 г. Л. В. Предеин – директор металлургического завода, а с 1958 по 1974 гг. – директор электроаппаратного завода, организованного на базе металлургического – прим. автора) предложил и совместно с механиком Алексеем Васильевичем Серебряковым и Капитоном Александровичем Спицыным осуществил механизацию транспортировки металла в цех путем применения специальных электровозов. Это неизмеримо облегчило условия труда на этом участке.
Круглосуточный пожар
Работали мы как на пожаре. Только пожар был необычным. Круглосуточно пламя бушевало в нагревательных печах, загруженных металлом для прокатки и отжига.
Все печи отапливались дровами, которых не хватало. Их не успевали подвозить из леспромхоза. А когда наступала угроза недостатка дров для печей, тогда вступали в конфликт с окружающей природой. Рубили лес на красавице-горе Шайтан, расположенной вблизи завода.
А однажды, во имя выполнения срочного заказа, даже сожгли деревянный фундамент, сооруженный до войны под строительство цеха ширпотреба. Ведь дорог был каждый кубометр дров, каждая тонна металла, ради которого надо было преодолеть любые трудности.
Смекалка мастеров
Прокатку листового металла для пулеметных щитов и других оборонных назначений вели на старых станах, где приводами были гидротурбины с ременной передачей. От электродвигателя работали в то время только два стана из шести.
В цехе не было ни одного мостового крана. Поэтому даже такие исключительно тяжелые операции, как перевалка трехтонных валков на прокатных станах, выполнялись вручную.
Старое оборудование часто подводило, особенно чугунные валки и приводные ремни. Валки часто ломались, ремни то и дело рвались, а новых не было.
И старший мастер В. А. Зорин с механиком цеха К. А. Спициным, часто небритые, недоспавшие ночей, искали и всегда находили выход из тяжелого положения, обеспечивая круглосуточную, непрерывную работу оборудования.
Преступление перед Родиной
Пожалуй, самым тяжелым в цехе был листопрокатный участок. Правка горячих листов в печах велась под пробивными молотами по способу, сохранившемуся с прошлого века. Температура на рабочих местах у молотов достигала 50 градусов, жар от металла обжигал лица, пыль и дым раздражали слизистую. Блестели только глаза и зубы. Однако и при этих условиях круглосуточно гулко ухали правильные молота, под их огромными бойками готовился металл для фронта.
На этом участке производства, как и на других, невыполнение плана расценивалось как преступление перед Родиной».
Коварный пруд
«Работа листопрокатного цеха неразрывно была связана с условиями окружающей природы.
Помню такой случай. Непредвиденно понизился уровень воды в пруду. Соответственно, упало давление в водопроводной системе и сократилась мощность гидротурбин, от которых работали станы. А военный заказ на металл не терпел отлагательств.
Выход из создавшегося положения был один. Надо было снять станины весом по 10 тонн из стана, работающего от гидропривода, и заменить ими лопнувшие станины на стане с электроприводом, находившимся в противоположном конце цеха.
При отсутствии в цехе крана такую тяжелую работу намечалось выполнить за 72 часа. Однако бригада монтажников, созданная из вальцовщиков под руководством Анатолия Ошуркова, пошла в трудовую атаку и, не жалея сил, работала круглые сутки, не покидая цех. С помощью простых приспособлений – домкратов, лебедок, катков и канатов она установила и пустила в эксплуатацию стан с электродвигателем за 23 часа. Это решило судьбу заказа для военной цели. Он был выполнен досрочно.
Без выходных и праздников
Много, очень много труда в организацию производства на этом участке вложил старший мастер Виктор Александрович Дайбов. В цехе его можно было видеть в любое время суток. Для него не было праздничных и выходных дней. Как и другие, он годами работал без отпуска. Постоянно обучал профессиям женщин и подростков, которые приходили на производство и занимали места ушедших на фронт.
По его инициативе было реконструирована термическая печь с охлаждающими роликами, усовершенствован режим полистного отжига металла, что позволило в значительной степени поднять экономичность работы печи и ее производительность. Позднее под его же руководством построили печи для работы на каменном угле.
Женщины на гильотине и боевые листки
Огромную помощь на участках резки, сортировки и контроля качества листов оказывали женщины-патриотки Нижней Туры. Круглосуточно под их управлением гремели гильотинные ножницы, придавая листам заданные размеры.
Большую мобилизующую силу сыграли в то время "боевые листки", в которых горячо рассказывалось о победах наших войск на фронтах, о подвигах бойцов. "Боевые листки" подкрепляли высокую сознательность коллектива, сопутствовали трудовым подвигам металлургов. А металл, полученный сверх установленных норм, сопровождался красными флажками с яркой надписью – "Сверх плана – фронту".
Фронтовые бригады
Большую роль в военный период сыграли фронтовые бригады на производстве. Почетного звания фронтовой заслуживали лишь те бригады, которые систематически добивались перевыполнения норм выработки и всем составом отличались высокой дисциплиной.
Большим трудолюбием отличались женщины, многие из которых являлись женами, матерями и сестрами фронтовиков, и подростки-выпускники из школ ФЗО (фабрично-заводское обучение – прим. автора).
В числе выпускников ФЗО было два неразлучных друга – Михаил Крюков (будущий первый секретарь Нижнетуринского ГК КПСС) и Дмитрий Дмитриев.
Ужасы войны они познали еще в детстве. Осенью 1942 года в группе подростков их привезли из Смоленска, выхватив из горящего леса, где они находились в партизанском отряде. Еще пропахшие дымом пожарищ, они поступили в школу ФЗО и, овладев огненной профессией вальцовщиков, пришли работать на завод. Работали в одной комсомольско-молодежной бригаде, в которой старшим был Михаил Крюков. Именно бригада Крюкова первой в цехе завоевала почетное звание фронтовой бригады».