От нижнетуринского железоделательного завода до электростанции
Почему Нижнетуринский железоделательный завод строили более десяти лет? Что в середине XIX века вынес с оружейного завода обиженный рабочий? Из-за чего сгорела первая деревянная Трехсвятская церковь?
Об этом и многом другом – в материале Нижнетуринского краеведческого музея (филиал ГАУК СО «НГИАМ»), посвященном 270-летию Нижней Туры.
Стройка десятилетия
Вид на Электроаппаратный завод (до реконструкции) и историческую часть Нижней Туры с горы Шайтан, 1964 год / Фото из архива Нижнетуринского краеведческого музея
Как известно, Нижняя Тура ведет свое летоисчисление от 1754 года. Именно к этому году относятся первые упоминания о Нижнетуринском заводе «вновь строющемся на речке Туре».
В указе Берг-коллегии сказано: «Сего мая 5 дня, по указу из Правительствующаго Сената, велено Гороблагодатские казенные железные заводу, называемые: Туринский (речь о Верхнетуринском заводе – прим.), Кушвинский, Баранчинский и вновь строющийся на речке Туре с приписанными к тем заводам крестьянами, мастеровыми и работными людьми и с выплавленным на тех заводах ныне имеющимся чугуном и сделанным железом <…> действительному камергеру лейб-компании подпоручику и кавалеру графу Петру Ивановичу Шувалову <…> отдать».
Речь здесь идет о передаче казенных, то есть государственных, Гороблагодатских заводов графу Петру Шувалову. Действительно ли на реке Туре в 1754 году началось строительство завода, нам неизвестно, но в работу Нижнетуринский завод был пущен только через 12 лет – 30 января 1766 года. В этом же году завод дал первый металл – листовое кровельное железо.
Почему же стройка затянулась?
Невыгодный завод
Дело в том, что строительством Нижнетуринского завода граф Петр Шувалов не занимался, посчитав ее невыгодной. Он объяснял это тем, что поблизости нет месторождений железных руд, а возить руду с горы Благодать далеко. Кроме того, он указывал, что строительство завода приведет к истреблению лесов, необходимых для других заводов. Вместо этого были устроены две домны на Баранчинском заводе. Для перековки полученного здесь чугуна на реке Каме были построены Воткинский и Ижевский железоделательные заводы.
Петр Шувалов скончался в 1762 году, оставив после себя большие долги перед казной. В счет уплаты этих долгов наследники Петра Шувалова предложили государству забрать Гороблагодатские и Камские заводы. И, несмотря на то, что стоимость всех заводов не перекрывала долги Шуваловых, они были приняты в казну.
В 1765 году строительство Нижнетуринского завода возобновилось. Построен он был фактически в одно лето.
От Балтики до Сибири
Нижнетуринский завод славился качеством своего кровельного железа. А в 1780-е годы началось производство легковесных якорей.
Нижнетуринским якорями пользовались на судах Черноморского и Балтийского флотов. Ими оснащались речные суда на реках Дон, Днепр, Тобол, Тура, Иртыш.
Интересно, что в 1996 году со дна Азовского моря был поднят адмиралтейский якорь, выпущенный Нижнетуринским железоделательным заводом в 1797 году. Об этом свидетельствует надпись вдоль оси веретена якоря: «Делан якорь при нижнотуринском заводе: 1797 года: мастером: Иваном Федоровым: весом 17 пудъ: 34 фунта». Сегодня этот якорь установлен в Таганроге.
Вольная пулелейка
В 1852 году в трех верстах юго-восточнее от железоделательного завода строится новое производство – Николаевский оружейный завод. Находился он на месте нынешнего машиностроительного завода.
Еще на этапе строительства завод начал выпускать оружие, гильзы, штыки, снаряды, бомбы, пули и пр.
По замыслу, этот завод должен был стать крупнейшим на Урале среди заводов подобного профиля. Однако из-за несовершенства технического оборудования и экономический нерентабельности Нижнетуринской оружейный завод просуществовал всего 10 лет. В 1862 году он был закрыт, так и не вступив в полную мощь.
В строительстве завода принимал участие, а затем и работал в его цехах крепостной Константин Бобров. В процессе работы он получил тяжелое увечье – остался без руки, и был уволен с завода, получив «вольную». Уходя с завода, Константин взял с собой пулелейку – приспособление для отливки пуль, которое бережно хранилось членами его семьи, а впоследствии было передано в Нижнетуринский музей его внуком Михаилом Александровичем Бобровым, который проживал в Нижней Туре.
Сегодня эта пулелейка выставлена в Нижнетуринском краеведческом музее в зале, посвященном истории железоделательного и оружейного заводов.
Во имя Трех Святителей
Из издания «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года мы узнаем, что в Нижнетуринском заводе в 1824 году была построена каменная церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Церковь эта была простроена взамен деревянной, которая дотла сгорела 29 сентября 1810 года вскоре после Божественной литургии. В пожаре сгинула вся утварь, ризница, архив, иконы и прочее имущество. Пожар произошел, «как полагают, от непотушенной свечки за жертвенником. Из всего сгоревшего имущества найден был лишь стопившийся слиток меди, из которого и отлит был впоследствии колокол в 59 пудов».
Часовни прихода
В начале XX века помимо Трехсвятской церкви в приходе Нижнетуринского завода имелись четыре часовни.
Одна стояла на месте нынешнего мемориала «Орден Славы» – часовня во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первоначально она была деревянная, а в 1852 году усердием одного из управителей завода А. Вагнера возведена новая каменная. К этой часовне совершался крестный ход 29 июня.
Другая часовня, каменная, во имя святого благоверного князя Александра Невского была построена прихожанами на призаводской площади в 1888 году в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости. К этой часовне крестный ход ежегодно совершался 30 августа.
Также были деревянные часовни в деревне Большая Именная – во имя великомученика Георгия (1881 год), и в деревне Елькиной – во имя св. пророка Илии (1872 год).
Единственный памятник
На сегодняшний день в Нижней Туре есть только одно здание, сохранившееся с первой половины XIX века и имеющее статус памятника градостроительства и архитектуры. Сегодня это здание занимает Нижнетуринский краеведческий музей.
Построено оно в 1829 году по проекту Александра Комарова для Управления Нижнетуринского железоделательного завода.
В 2001 году зданию присвоен статус памятника градостроительства и архитектуры. А с 2009 года здесь располагается музей.
Кстати, музей в Нижней Туре открылся 31 октября 1965 года как городской народный краеведческий музей. Создавался он на общественных началах и располагался долгое время на первом этаже жилого дома № 39 по улице 40 лет Октября.
Второе рождение Нижней Туры
До 1948 года на месте нынешней электростанции и центральной части Нижней Туры рос огромный лес. Из воспоминаний И.И. Попова, парторга строительства НТГРЭС, и С.А. Калинникова, парторга НТГРЭС, мы узнаем, что «7 сентября 1948 года началась рубка леса и расчистка площадки для строительства жилого поселка».
Закладка фундаментов под паровой котел № 1 началась 20 октября 1948 года. «<…> в 14:00 на площадке 1-го стройучастка состоялся митинг рабочих, ИТР стройки под звуки духового оркестра (по просьбе партбюро строительства оркестр прислал завком металлургического завода).
Начальник строительства А.К. Кривонищенко уложил первую тачку бетона в котлован фундамента. По старому русскому доброму обычаю в котлован посыпался дождь из серебряных монет, которые бросали рабочие, ИТР, служащие строительства, – чтобы фундамент стоял прочно многие годы».
«В феврале 1949 года вопрос о строительстве Нижнетуринской ГРЭС был заслушан и обсужден на бюро Свердловского обкома КПСС. В принятом решении обком записал – усилить строительство Нижнетуринской ГРЭС, как основной мощной станции высокого давления на Урале. <…> послать на стройку из городов и районов области 200 коммунистов и 300 комсомольцев. <…> просить Президиум Верховного Совета Российской Федерации о переименовании рабочего поселка Нижнетуринский завод в город Нижняя Тура областного подчинения».
9 марта 1949 года Нижняя Тура получила статус города.