Почему условия труда на НТГРЭС были необычными и что построили для удобства ее работников?
(Продолжение, начало в № 77)
Сжатые сроки ввода первой очереди НТГРЭС требовали одновременного производства работ по промышленным объектам, строительству жилья и подсобным предприятиям.
Для обеспечения нормального хода строительства второй и третьей очереди станции создавались подсобные предприятия. Каменный и песчаный карьер, лесопильный, кирпичный, бетонный, шлакоблочный, кислородный заводы и цех для восстановления оборудования обеспечивали стройку основными материалами. Но эта работа требовала значительного отвлечения средств и времени в период развертывания строительства.
Чрезвычайное напряжение создавала нехватка квалифицированных кадров. В течение 1950 года на НТГРЭС было принято 616 человек. Из них 401 рабочий, 16 учеников, 140 инженерно-технических работников, 33 служащих и 26 человек охраны, но и этого количества работников было недостаточно. Сжатые сроки строительства, ошибки в проектировании и финансировании стройки приводили к необычным условиям труда.
Без премий и доплат
Комплектация персонала станции была начата с рабочих специальностей: кочегары, старшие кочегары, машинисты с квалификацией и высокими окладами. В основном это были рабочие, переведенные из других предприятий. За ними сохранялись средние заработки по прежнему месту работы.
Инженерно-технические работники, кроме окладов, не получали никаких доплат или премий. Объяснялось это тем, что большинство ИТР относились к числу молодых специалистов, только что окончивших техникум. А зарплата охраны даже не предусматривалась.
Очередной отпуск одного рабочего составлял 5,5 дней. В то же время было большое количество отпусков с разрешения администрации. Многие рабочие после оформления ездили за семьями и не укладывались в сроки, определенные Кодексом законов о труде.
Жилье имело значение
Интересны и причины увольнения работников станции. За 1950 год переведены на другие стройки 6 инженерно-технических работников, по инвалидности, болезни, смерти выбыло 12 человек, из них 9 рабочих и 3 работника охраны, из-за ареста и отсутствия прописки – 9 человек, из них 4 рабочих, 3 ИТР, 1 служащий и 1 сотрудник охраны.
В отчете дирекции за 1950 год приводятся данные о состоянии трудовой и производственной дисциплины в сравнении с 1949 годом. По всем показателям за 1949 год стоят прочерки, ведь в первые годы стройки использовался труд заключенных, а их дисциплину отслеживало другое ведомство. А за 1950 год рабочие допустили 3 прогула, 1 опоздание, 1 невыполнение распоряжения. Также зафиксировано 6 дезертиров.
В то время НТГРЭС имела два общежития общей площадью 695 кв. м. Общежития размещались в двух деревянных двухэтажных домах комнатного типа. Имели центральное отопление от временных котельных, но из-за плохого надзора за отоплением в комнатах было холодно. Водопровода и канализации не было, не было и кубовых для приготовления кипятка, комнаты для хранения личных вещей проживающих, сушилок. Однако отмечалось, что работники, проживающие в общежитии, в полной потребности обеспечены кроватями, тумбочками, стульями и постельным бельем.
Кроме этого, дирекция отмечала большую скученность в общежитиях. Жилая площадь на одного человека составляла 3,8 кв. м.
Заключенные на стройке
Нижнетуринское лагерное отделение № 4 Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР размещалось на территории «нового завода». Состояние режима и трудовое использование заключенных не соответствовали требованиям руководящих документов ГУЛАГа.
В частности не выполнялось основное условие трудового использования заключенных – изоляция их от вольнонаемных работников. На промышленной площадке Нижнетуринской ГРЭС было задействовано 265 заключенных. На этом же объекте трудились 11 человек из числа ИТР, из которых 8 мужчин и 3 женщины, и 630 разнорабочих, из них 80 женщин.
На гидроузле работало 80 заключенных, вольнонаемных из числа ИТР – 4 человека, из них 2 женщины, и вольнонаемных рабочих 15 человек, в том числе 3 женщины.
На жилищном строительстве была задействована одна бригада из 15 расконвоированных заключенных. На объекте «гидроузел» заключенные имели доступ к химикатам и взрывчатым веществам.
Совместная работа заключенных и вольнонаемных приводила к многочисленным фактам проноса спиртных напитков и их совместного употребления, сожительства заключенных с женщинами, к нелегальной переписке и продаже вещей.
С пуском второй и третьей очередей станции сокращалось количество заключенных, привлекаемых к работе на строительстве. В конце 1953 года Нижнетуринское лагерное отделение № 4 УИТЛиК УМЮ СССР по Свердловской области было передано в состав Красногорского исправительного трудового лагеря.
Жилищное строительство
Проект жилого поселка НТГРЭС был разработан в 1949 году. Для полной мощности станции предусматривалось строительство жилья в объеме 40 тыс. кв. м и соцкультбыта на 32,3 млн рублей.
Основной композиционной осью поселка являлась центральная улица шириной 25 м, которая заканчивалась площадью «спорт-ядра» с одного конца и площадью клубной застройки – с другой. Архитектура поселка была рассчитана на применение типовых домов двухэтажной застройки и трехэтажной – на расширяемой части.
Северо-западная часть поселка отводилась под усадебную застройку. Однако в ходе строительства пришлось изменять проекты и переносить такие объекты, как клуб и площадь застройки клуба, административный центр, бытовые учреждения.
В «Материалах приемки в промышленную эксплуатацию НТГРЭС» в декабре 1956 года отмечалось, что в проекте «главная улица и квартал застройки больничного городка оказались неудачно привязаны к местности, попали в низину и потеряли всякую архитектурную выразительность».
Однако все планы были осуществлены. В сентябре 1950 года приняла первых своих учеников школа № 2. 1 сентября двери школы открыл бывший начальник строительства Алексей Константинович Кривонищенко. Открытие школы стало большим событием для детей и родителей поселка энергетиков. До этого дня учащиеся младших классов обучались в одном из бараков, а старшеклассники – в старой части города, в школе № 1. В первый учебный день старшеклассники высадили вокруг школы саженцы яблонь.
Как развивалась инфраструктура
В этом же году была организована городская санитарно-эпидемиологическая станция. Первоначально штат состоял из одного врача и трех госсанинспекторов. СЭС располагалась в бараке. Половину барака занимала СЭС, во второй половине располагался ОРС. Работал отдел промышленной санитарии, отдел пищевой санитарии, эпидемиологический отдел. Действовала бактериологическая лаборатория, в которой брали анализы на дизентерию, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дифтерию. Отдел профилактической дезинфекции проводил плановую работу по уничтожению грызунов на предприятиях, в учреждениях, домах и пионерлагерях.
В 1951 году в микрорайоне энергетиков открылась школа № 3. Первый звонок прозвенел в ней 5 сентября. Школа ожила: строились теплицы, крольчатник, голубятни. Был разбит пришкольный участок.
Для рабочих электростанции открылся санаторий-профилакторий, который разместился в здании барачного типа.
К моменту ввода в промышленную эксплуатацию НТГРЭС были построены 2 детсада на 100 мест, детские ясли на 100 мест, больничный городок, амбулатория на 150 посещений, 2 магазина на 10 рабочих мест, баня на 95 человек в час, прачечная на 800 кг белья в час, хлебозавод, водная станция, пионерский лагерь, овощехранилище на 500 т, теплично-парниковое хозяйство, столовая на 250 мест. При этом школы, детские ясли и сады передавались в соответствующие министерства с оборудованием и инвентарем.
В сентябре 1957 года при Нижнетуринской электростанции открылся вечерний энергетический техникум – филиал Свердловского энерготехникума. Кроме этого, был сдан жилой фонд в объеме 33 800 кв. м. Жилой поселок и культурно-бытовые учреждения были полностью канализованы, имели центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение. Его инфраструктура вполне соответствовала запросам времени.
Ирина Матвеева, Наталья Колпакова
Продолжение следует