Как в 1990-х нижнетуринцы получали долю государственного имущества и как ею распоряжались
Приватизация и ваучеры – одно из первых, что приходит на ум, когда вспоминаешь 1990-е годы. Чековых инвестиционных фондов в то время было, как грибов после дождя. И подшивки газеты «Время» хранят свидетельства злоключений с этими чеками.
В 1994 году мы писали: «Прошел год с момента начала выдачи гражданам России приватизационных чеков. Большинство населения пока не получило никаких материальных благ от этой ценной бумаги».
Первый в Нижней Туре
«Одним из первых в нашем городе открыл свое представительство чековый инвестиционный "Исеть-фонд". Это крупный фонд, вложивший приватизационные чеки своих акционеров в предприятия Урала и соседних регионов.
Ваучеры нижнетуринцев вложены, чтобы иметь акции, в такие предприятия, как AO "Инструментальный завод" (г. Екатеринбург), АО "Промсвязь" (г. Екатеринбург), AO "Натальинский стеклозавод» (г. Красноуфимск), АО "Красноуфимская швейная фабрика», AO "Запсибкомбанк" (г. Тюмень).
Приватизационные чеки вложены и в другие предприятия, на них приобретены акции этих предприятий, a чеки погашены, как ценные бумаги разового использования. То есть ни вернуть их бывшему владельцу, ни использовать для других целей невозможно».
Акционер без акций
«Все граждане, сдавшие чеки в "Исеть-фонд", получили "свидетельство акционера". Свидетельство узаконило вас как акционера фонда и определило количество ваших акций в зависимости от количества сданных чеков.
В настоящее время акции "Исеть-фонда" существуют в виде записей на счетах. Акций как обособленных документов "Исеть-фонд" не изготовлял ввиду дороговизны их печатания».
Всем сдавшим ваучеры «Исеть-фонд» обещал выплачивать ежеквартальные дивиденды не менее 15 %. Однако в реальности все оказалось не так гладко.
«Со второго квартала 1993 года "Исеть-фонд" отказался от выплаты дивидендов поквартально. До мая 1993 года фонд получал прибыль от операций с приватизационными чеками на биржах. Именно этим путем были получены средства на выплату дивидендов за первый квартал 1993 года в сумме 250 руб. за один чек, была проведена лотерея для акционеров. Это был промежуточный дивиденд».
Верните ваучер
«Не было у деда забот, получил дед ваучер, – пишет газета «Время» в том же 1994 году. – Стал он голову ломать, как бы из этой загадочной бумаги, олицетворяющей его, дедову, равную долю в национальном достоянии государства, пользу для себя извлечь?
И подвернулся ему тут "Исеть-фонд", обещавший ежеквартальные дивиденды.
Вот и решил дед свой приватизационный чек "Исеть-фонду" отдать, поверив заверениям насчет выплат. Сказано – сделано. Тем более что за компанию, как известно... чего только не сделаешь.
А компания собралась немалая – многие горожане принесли свои чеки вышеназванному фонду, некоторые даже все имеющие в семье ваучеры сюда сдавали.
– После первого квартала, – рассказывал редакции тогда читатель, – действительно было выплачено по 250 рублей на каждый ваучер (что составляет, кстати, не 15, а всего 2,5 %). Далее прошли второй и третий кварталы, а из "Исеть-фонда" ни звука.
В свидетельствах акционера, которые нам выдали в обмен на чеки, написано, что в целях сохранения акций они будут находиться в "Исеть-фонде", а если кто-то хочет получить их на руки, надо только написать заявление, и свидетельство тут же обменяют на акции. Я обратился в "Исеть-фонд" с просьбой выдать мне акции, на что мне ответили, что акций нет. Мол, в марте 1994 года будет собрание акционеров, на котором и решится вопрос, надо ли вообще печатать акции А в апреле 1994 года будет выплачен дивиденд по итогам 1993 года».
Понял дед, что ему совершенно неинтересно быть акционером фонда, не выполняющего данные обещания, и отправил в «Исеть-фонд» письмо с просьбой вернуть его ваучер.
Денег нет…
Сотрудница информотдела фонда деду указала, что следовало бы более обстоятельно изучать законодательство России о ценных бумагах. «…Вы должны знать, что [ваучеры] не возвращаются. Это законом запрещено и физически невозможно, т. к. они уже погашены областным фондом имущества в связи с продажей на них акций приватизируемых предприятий...».
«...И последнее, – подытожила сотрудница фонда. – Если вам не нравится "Исеть-фонд", то найдите покупателя и продайте ему свои акции. Это ваше право и ваше личное дело. Чековые фонды, в том числе "Исеть-фонд", в соответствии с законом заниматься выкупом акций у своих акционеров не имеют права».
А представитель «Исеть-фонда» в Нижней Туре честно призналась, что денег нет, поэтому дивиденды и не выплачиваются.
Источник: подшивка газеты «Время» за 1994 год
Обратная связь
Дорогие читатели, расскажите, как сложились ваши отношения с приватизационными чеками, что из этого вышло?
Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Звоните: 8 (953) 387-01-46
Вложите ваши денежки
Помимо чекового фонда «Исеть-фонд», уральцам предлагались и другие варианты «сохранения и приумножения средств».
Нефть, золото, валюта
Чековый инвестиционный фонд «Нако-фонд» и инвестиционная компания «Ротон» предлагали вложить приватизационные чеки и денежные средства в «акции лидеров российского бизнеса» – «Гермес-союз», «Олби-дипломат», «Токур-золото», «Авва» – и получать баснословные выгоды.
Приобретение акций «Гермес-союза», который, судя по объявлению, занимался добычей и переработкой нефти, сулило вкладчику получение дивидендов за 2-е полугодие 1993 года в размере 600 % годовых.
Автомобильный альянс «Авва» предлагал своим акционерам участие в розыгрыше 100 000 автомобилей ВАЗ. Средства вкладчиков шли на строительство нового автомобильного завода.
Приобретение акций «Олби-дипломат» было вложением в сеть валютных магазинов. «Плюшками» акционеров было участие в денежно-вещевой лотерее, дивиденды до 20 % годовых в валюте, а также торговая скидка при покупке товаров в магазинах «Олби».
Желающим вложить средства в добычу золота предлагалось купить акции «Токур-золота». Акционерное общество также предлагало участие в лотерее, где разыгрывались самородки и изделия из золота, и, конечно, получение высоких дивидендов.
От 190 % годовых
Еще одной инвестиционной компанией, которая в середине 1990-х была у всех на слуху, был «Хопер-инвест».
Газета «Время» в 1994 году писала: «Главный проект "Хопра" – Российский Продовольственный Альянс.
В 82 городах страны откроются 109 магазинов-близнецов «Хопер», в которых будут продаваться качественные продукты из развитых стран мира, причем дешевле, чем в обыкновенных магазинах.
Акционерам "Хопра" будут предоставляться скидки до 30 % при покупке в фирменных магазинах. Кроме того, среди акционеров чекового фонда компании разыгрываются 10 000 легковых автомобилей, товары народного потребления».
Вкладчикам «Хопра» обещались такие процентные ставки: 190 % годовых при вкладе на 6 месяцев, 360 % – на 1 год, 370 % – на 2 года, 380 % – на 3 года, 390 % – на 4 года и 400 % – на 5 лет.
Выкупаются облигации
С 15 июня 1994 года по 1 июня 1995 года Сбербанк принимал у населения облигации государственных целевых беспроцентных займов 1990 года. Первоочередным правом сдать облигации пользовались участники и инвалиды ВОВ, инвалиды вооруженных сил.
Владельцы облигаций могли получить деньги на руки либо зачислить во вклад. А облигации на автомобили можно было обменять на облигации АО «АвтоВАЗ» 1993 года.
Утраченные облигации не восстанавливались, а не предъявленные к выкупу до 1 июня 1995 года оплате не подлежали.