О нашей уважаемой землячке Алевтине Николаевне Гавриловой и о ее дочери, учителе-биологе Анне Боровковой, которая также, как и мама «заразилась» много лет назад туристическим «вирусом», наша газета рассказывала неоднократно.
Но мы задались целью взять и посчитать все их поездки. Оказалось, мама и дочка побывали вместе в 44 странах и более чем в 80 городах России. И это за 44 года – Гаврилова и за 23 года – Боровкова. Причем, не считая экспедиций Анны в государственные заповедники, национальные парки: «Баргузинский», «Приокско-Терассный», «Кивач», «Висимский», «Беловежская пуща», «Кондинские озера», «Припышминские боры», «Денежкин камень».
Я сфотографировала мать и дочь в их квартире, на фоне традиционных сувенирных тарелок, которые каждый уважающий себя турист привозит из очередной страны. Так вот, у Алевтины Николаевны их 23, у Анны – 21. Но уже нынешним летом на стене появится еще одна - из поездки Анны во Вьетнам.
– Первый раз я выехала за пределы Урала в 1967 году. Это была Польша. И поехала я туда в поисках могилы отца, погибшего и захороненного на территории Польши во время Великой Отечественной войны, – рассказывает Алевтина Николаевна. – Страна активно готовилась к встрече 50-летия советской власти. Военные кладбища приводили в порядок. Отец был похоронен на станции Павловица, но могилу перенесли, и в первую поездку я так ее и не нашла.
Помог таксист, который возил меня на кладбище, Станислав Домасик. Уже после того, как я вернулась из поездки домой, он прислал мне точный адрес захоронения, и какое-то время его семья еще переписывалась со мной, пока не поступил запрет от КГБ (территория ведь нижнетуринская особая, рядом – секретное предприятие). Сам Станислав, его дочь и жена, бывшая узница концлагеря в Освенциме, много лет ухаживали за могилой, за что я им очень благодарна. Вообще, мне запомнилось, как замечательно к нам, русским, относились тогда поляки.
Ну как вновь не собраться за рубеж? А левтина Николаевна побывала в Югославии, Болгарии, Бельгии, Германии, Люксембурге, Нидерландах, во Франции (в Париже, Марселе, Каннах, на Лазурном берегу), в Испании (в Барселоне, Каталонии), на Мальте, в Тунисе, Италии (в Риме, Ватикане), в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Китае, в советских республиках: Молдавии, на Украине, в Белоруссии, Литве,
Карелии, в круизах по «Золотому кольцу», по Западному Средиземноморью, по Волге, Енисею, Амуру, в Крыму (в Симферополе, Ялте, Севастополе), в Краснодарском крае (в Армавире, Кисловодске, Туапсе), в городах: Сочи, Москва, Ленинград, Казань, Владивосток, Выборг, Суздаль, Коломна, Уфа, Псков, Михайловское, Ярославль, Пятигорск, Петрозаводск, Серпухов, Евпатория. Бывало, ездила руководителем туристической группы.
На вопрос: «Какая поездка была самой запоминающейся?» ответила: «Поездка в Китай». И больше всего ей запомнился поход в музей древнейшего города Сианя, где демонстрировалось «Терракотовое войско императора Цинь Шихуанди». Восьмое чудо света. Шесть тысяч воинов из терракотовой глины в натуральную величину. У каждого – свое выражение лица, свое обмундирование, оружие. Похожих друг на друга нет. Это войско должно было сопровождать императора в Царство мертвых. Археологи откопали и представили в музее лишь часть войска, и она демонстрируется. Остальную пока не трогают, раскопки не ведутся, так как ученые не могут разгадать секрета краски, покрывающей фигурки и исчезающей при дневном свете. А такой ценный артефакт хотелось бы сохранить в первозданном виде.
Анна Александровна Боровкова, кроме большинства названных выше стран, республик и городов, посетила Северную Корею, Египет, Турцию, Чехию, Тайланд, Эстонию, Пермь, Северобайкальск, Югорск, Советский. Последним было Марокко – об этой ее турпоездке читайте в одном из следующих номеров газеты. Она с восторгом говорит:
- Нет ничего красивее природы Северной Кореи; нет ничего интереснее истории Египта; нет ничего экзотичнее, необычнее, сытнее отдыха в Тайланде и Марокко; нет ничего более познавательного, чем Берлинский зоопарк в Германии («Как биолог говорю!»); нет ничего величественнее и ценнее Дрезденской картинной галереи, Собора Парижской Богоматери, Лувра, Эрмитажа; нет более захватывающего действа, чем восход на верхний ярус Эйфелевой башни, занятия серфингом в большой волносброс в океане или на Средиземном море, а еще - катание на верблюде по Сахаре; нет ничего более таинственного, чем поход в Матмата (в одну из провинций Туниса) – в подземные гроты, где живут берберы, и нет более фантастического зрелища, чем лунные пейзажи в пустыне (где снимались «Звездные войны»); нет более искреннего и праздничного Рождества Христова, чем в Финляндии – огни, украшенные дома и елки, подарки, общий веселый и доброжелательный настрой людей!
На вопрос о мечтах на ближайшие годы Анна Александровна отвечает: «Посетить Кубу, Кению, Мексику, Китай, Японию, Аргентину, Бразилию. В Эквадоре хочу попасть на Галапагосы - к черепахам, в Кении посетить национальные парки, в Мексике пройтись тропами ацтеков». А Алевтина Николаевна собралась нынче в Белоруссию.
«Жизнь коротка, посмотреть хочется многое. Значит, надо посмотреть», – утверждают наши рекордсмены.
Ну а мы еще кое-что подытожим. Если учесть, что каждая туристическая поездка за рубеж длится две недели, то мама и дочка пребывали в туризме более 616 дней – почти 2 года. А если прикинуть, что можно было купить на потраченные деньги, то тут вырисовывается и квартира в Москве, и крутая машина, и бриллианты…
Но нужно ли это истинным туристкам?!