К 55-летию Нижнетуринской детской школы искусств
Алевтина Чернигина – преподаватель по классу баяна. В прошлом году она отметила свой семидесятилетний юбилей, ее трудовой стаж насчитывает сорок девять лет, из которых сорок пять она отдала родной школе.
Стать музыкантом нашей сегодняшней героине явно было предначертано судьбой. Сколько бы ни пытались жизненные обстоятельства свернуть ее с этого пути, музыка словно шла за ней по пятам, неизменно находила, и в конце концов стала главным ее призванием.
И спорт, и художка, и хор, и ансамбль
Рассказов о детстве наших героев я всегда жду с нетерпением. В этих воспоминаниях – невероятно интересные непридуманные истории, первые шаги к мечте, а главное – судьбоносные встречи.
Алевтина Евгеньевна родилась в городке Шахунья Горьковской области. Родители были далеки от музыки. Отец – участник Великой Отечественной войны, работал на железной дороге, мама – бухгалтер. В одном из начальных классов Аля побывала на прослушивании в музыкальной школе. Из всего класса ее одну пригласили заниматься на фортепиано, однако дальше этого дело не пошло – купить инструмент у семьи не было никакой возможности. Тем не менее, и в обычной школе у девочки была очень насыщенная жизнь – она пела в хоре, ансамбле, занималась спортом. В третьем классе поступила в художественную школу. Кстати, она и до сих пор хорошо рисует. Любимыми предметами были математика и химия.
Музыка настигла неожиданно
В очередной раз музыка настигла Алю в шестом классе. Все произошло очень неожиданно. Однажды в местном Доме культуры она ждала, пока у подружки-домристки закончится репетиция в кружке народных инструментов.
В перерыве Аля взяла подружкину домру и быстро по слуху подобрала мелодию. Тут же занимался ансамбль, которым руководил преподаватель музыкальной школы по классу баяна Валерий Иванович Авдеев. Узнав, что музыкой девочка не занимается и домру взяла в руки впервые в жизни, он уговорил Алю прийти на прослушивание. В музыкальную школу ее тут же приняли, а Валерий Иванович стал Алиным педагогом.
– Родители не были против, и инструмент нашелся. Баян мама принесла с работы, у них почему-то был баян, простой красненький «Этюд», – рассказывает Алевтина Евгеньевна. – Конечно, мыслей поступать в музыкальное училище тогда даже не возникало. Я уже большая была, учиться оставалось мало. Да и мечта у меня была – поступить в университет на химфак.
У судьбы свои планы
Однако судьба распорядилась иначе, девушка не прошла по конкурсу и вернулась домой. И тут от расстройства и разочарования ее спасла… Ну, конечно, музыка!
Директор музыкальной школы Татьяна Дмитриевна Мухина, узнав, что Аля вернулась домой, нашла ее, предложила за год пройти оставшиеся классы музыкальной школы и на следующий год поступать не на химфак, а в музыкальное училище. Девушка согласилась. Родители идею поддержали.
Начало пути
Четыре года учебы в Горьковском музыкальном училище прошли насыщенно и ярко. Алевтине повезло с преподавателем. Геннадий Васильевич Мамайков – молодой лауреат Международного конкурса в Клингентале, городе, где веками рождаются баяны, аккордеоны и гармоники, вдохновлял, поддерживал девушку, щедро делился своим мастерством.
После выпуска ее распределили работать в Шахунью концертмейстером в танцевальный коллектив местного Дома культуры. Параллельно преподавала в родной музыкальной школе. Работать было интересно и весело. Это было время, полное музыки, поездок и ярких впечатлений.
Через год вышла замуж за преподавателя физкультуры, выпускника Ленинградского институт физкультуры им. Лесгафта, лыжника Владимира. Родилась дочь Анжелика. Жили то у одних, то у других родителей. Очень хотелось самостоятельности, однако получить в Шахунье квартиру, а тем более построить кооперативную было маловероятно.
Навстречу новой жизни
Все изменилось в один день. Друзья, недавно переехавшие в Нижнюю Туру, позвали Владимира и Алевтину в наш город, пообещав помочь с работой и квартирой. Решение молодые люди приняли мгновенно – сели в поезд и отправились навстречу новой жизни.
– Город нам сразу понравился, – вспоминает Алевтина Евгеньевна. – Председателем исполкома тогда был Валентин Иванович Воронков, сам спортсмен, он все делал для развития спорта в городе. Муж сразу начал работать в спортивной школе, и мы получили ордер на квартиру – настоящее чудо. Был 1980-й год. Мне повезло попасть в музыкальную школу – дружный, молодой и творческий коллектив. Директор Наталья Александровна Азовская помогала во всем – и в творчестве, и в профессии. В Москве она добыла настоящий профессиональный готово-выборный баян «Юпитер» с пятнадцатью регистрами. На нем до сих пор ученики играют на конкурсах, экзаменах и концертах. Работа и здесь началась очень интересная.
На автобусе с баяном
Согласитесь, интересной свою работу люди делают сами. Когда мысль, душа и сердце открыты новому, когда не требуется мотивация извне, работа становится не просто обязанностью, а возможностью раскрыть себя. И остаются яркие воспоминания, к которым хочется возвращаться. Алевтине Евгеньевне Чернигиной есть, что вспомнить.
– В восьмидесятые годы в городе уделяли большое внимание художественной самодеятельности, поэтому на каждом предприятии были свои творческие коллективы. – вспоминает Алевтина Евгеньевна. – Однажды Наталья Александровна Азовская попросила нас с Еленой Ивановной Рябухиной позаниматься с хором ЛПУ. Целый год мы ездили туда на служебном автобусе для сотрудников: я аккомпанировала, а она работала с хористами. Затем состоялся смотр художественной самодеятельности в Доме культуры, наш хор выступил очень успешно. Позже был новый опыт – на минераловатном заводе. Уже я одна ездила на рейсовом автобусе, занималась с хором, продолжая эту творческую традицию.
Снова в дороге
Потом были поездки на Ис, где открылся филиал музыкальной школы.
– Желающих учиться игре на баяне оказалось достаточно, и мне предложили вести занятия дважды в неделю, – продолжаются воспоминания. – Совмещать поездки с основной работой было непросто, я была заведующей отделением, тем не менее, пять лет ездила на Ис, а потом передала эстафету Наталье Викторовне Болотовой. Она продолжала обучение, пока все поступившие дети не завершили полный курс и не получили свидетельства. Этот период жизни был сложным, но важным – получены бесценные уроки, остались ценные воспоминания.
И днем, и ночью – о работе
К сожалению, вскоре не стало мужа Алевтины Евгеньевны, дочке было всего десять. Остаться одной с ребенком, без любимого человека, без родственников рядом, было непросто. Жила ради дочери. Старалась помочь ей найти свое место в жизни, получить профессию, растить детей. Две внучки Алевтины Евгеньевны, уже почти совсем взрослые – добрые, светлые, заботливые. Она живет своими девочками. И работой.
– Я люблю свою работу, – признается Алевтина Евгеньевна. – Думаю о ней постоянно – днем и ночью. В школе кипит творческая жизнь: концерты, конкурсы, поездки… Но за этим стоит большая подготовка. Надо продумать программу, проверить учеников. Этот готов, этот – не совсем, а этому нужен дополнительный урок. И, конечно, репетиции – концерты сами себя не сыграют! Нужно не просто организовать выступление, а сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя на сцене уверенно. Сейчас у меня двенадцать учеников, немного.
Однако это – двенадцать детских душ и сердец, которые нужно понять и услышать. У каждого – свой характер, свой темп, свои страхи и победы. Кто-то с энтузиазмом берется за новое, а кому-то нужно время, чтобы поверить в себя. Важно не просто научить их правильно нажимать на клавиши или держать инструмент, а зажечь в них любовь к музыке, вселить уверенность, что у них все получится.
Труд, терпение, время
Одна из главных трудностей в работе преподавателя сегодня – набор новых учеников.
– Сами дети приходят все реже, – говорит Алевтина Евгеньевна. – Поэтому мы общаемся с родителями, воспитателями, выступаем в детских садах, рассказываем о школе. Занятия музыкой, обучение игре на инструменте – дело непростое, это труд, терпение, время. Но это и ценный вклад в будущее детей. И даже если ребенок не станет профессионалом, музыка сделает его жизнь богаче и глубже. А научиться, я верю, может каждый.
Наверное, эта вера в учеников – и есть секрет успеха Алевтины Евгеньевны Чернигиной. Она вкладывает в них душу и сердце, а они, сколько бы лет ни прошло, наверняка помнят ту самую, первую, мелодию, с которой начался их путь в искусство.