«Помоги себе сам» – девиз сегодняшнего времени. Когда сфера жилищнокоммунальных услуг превратилась в бизнес, роль активных и ответственных людей неоценима. Ведь именно собрание собственников жилья решает самые насущные вопросы: от того, где в первую очередь проведут ремонт, до установления размера платы за содержание и ремонт жилья.
Ираида Алексеевна Свинцова уже много лет является старшей по дому, ей многое удается, и жильцам дома № 13 по улице Машиностроителей действительно повезло с соседкой.
Когда в декабре администрация Нижнетуринского округа обнародовала размер платы за содержание и ремонт жилья на 2019 год, Ираида Алексеевна оперативно организовала собрание собственников жилья, чтобы утвердить приемлемый для всех тариф. Подписанный протокол собрания жильцы отнесли на хранение в управляющую компанию, согласно этому документу они и будут платить весь год. Но это не навязанная сверху плата, а та сумма, с которой собственники согласны.
– Ираида Алексеевна, так какая же сумма у вас в квитанциях, начиная с января этого года?
– Согласно постановлению администрации, рекомендуемая плата за содержание жилья в нашем доме могла увеличиться в 2,2 раза – с 13,73 до 29,10 рублей. Тогда мы на собрании решили следующее. Такого увеличения допускать не будем, но и оставлять плату на прежнем уровне нельзя. Если мы хотим, чтобы в доме проводились ремонтные работы, надо за них платить. Остановились на сумме 21 рубль 30 копеек за квадратный метр. Почему? Цены растут постоянно, и в строительной сфере особенно. Если раньше во время ремонта подъезда мы приобретали краску по 98 рублей за банку, то сегодня та же самая краска стоит уже 150 рублей. Ремонт первого подъезда нам обошелся в 29 тысяч рублей, второй подъезд отремонтировали за 39 тысяч рублей, третий подъезд обошелся в 43 тысячи рублей, а ремонт четвертого подъезда, как предполагаем, будет стоить уже 71 тысячу рублей. Управляющая компания не меценат, нам они бесплатно ничего делать не будут. Они и так нам пошли навстречу, когда заделали стыки между плитами по всему дому в долг.
– Как такое возможно?
– Наш дом панельный, и за много лет эксплуатации никто не ремонтировал стыки между плитами. Швы постепенно осыпались. Мы писали много жалоб и в прокуратуру, и в жилинспекцию – ведь это и сквозняки, и сырость. Нам провели работы по утеплению стыков. Выскабливали старый материал, заделывали монтажной пеной, а сверху штукатурили.
Для информации: работы по заделке шва стоят 350 рублей за один погонный метр. Периметр у одной плиты – 12 метров, то есть 4 тысячи 200 рублей. В моей только квартире 8 таких панелей, а есть еще межчердачные перекрытия. В общем, после такого ремонта наш дом оказался в долгу перед управляющей компанией, и в течение трех лет, до конца 2018 года, мы рассчитывались с этим долгом. Проводились только самые необходимые работы – поверка счетчиков, устранение аварий.
Сейчас мы долг выплатили и подали заявки на первоочередные работы. Дом нуждается в ремонте – нужны козырьки над входными группами, нет освещения в подъездах, крыша постоянно подтекает. Необходимо сделать отмостки и обновить бетонные лестницы во дворе, по которым детей водят в детский сад. От них одно название осталось, все осыпалось, да старая арматура в земле. Восемь лет мы добиваемся восстановления сушилки для белья, которую снесли, не спросив мнения жильцов. А это очень важное для нас, пенсионеров, приспособление.
– А капитальный ремонт в доме когда ожидается?
– Согласно графику, капитального ремонта нам ждать еще лет десять. Поэтому потихоньку ремонт надо делать сейчас. Но если мы будем молчать, нам никто ничего не сделает. Вот, например, много лет мы бились за освобождение подвала. Его незаконно занимали дворники и превратили в настоящую свалку. Мы писали письма, требовали, и наконец там навели порядок. Мусор из подвала поместился в нескольких грузовиках. Это все было в нашем доме.
Там же, в подвале, мы обнаружили, что в доме установлен прибор учета тепла. Между тем управляющая компания продолжала нам считать тепло по нормативу. Мы добились, чтобы с нас брали плату строго по показаниям. Если по нормативу на обогрев моей квартиры уходило 1,56 гигакалории, то по счетчику – 0,9 либо 1 гигакалория. То есть в 1,5 раза меньше. Каждый год я беру в управляющей компании отчет о проделанной работе и суммах, которые на это потрачены. Мы контролируем все.
– Почему бы вам не организовать в доме товарищество собственников жилья?
– В доме есть девять должников, которые принципиально не платят. Их долги перевалили за сотню тысяч рублей, и они нисколько не переживают. Раз в полгода они ходят на суды, платят, допустим, по тысяче рублей в счет погашения долга и на этом успокаиваются. А применять более жесткие меры, такие как ставить заглушки на канализацию или отключать их от сетей, нельзя. Могут пострадать соседи, к тому же, на жилплощади зарегистрированы дети.
Если браться за эти вопросы серьезно, таких жильцов должны выселять в менее комфортабельное жилье, меньшей площади, в общежитие, например. А освободившееся жилье предоставлять молодым специалистам, в которых так нуждается Нижняя Тура. Но нет свободного жилого фонда, некуда выселять должников. Раньше я ходила по таким квартирам, взывала к совести нерадивых жильцов, но здоровье уже не то.
– Как вам удается во всем разбираться?
– Я по образованию теплотехник, все коммуникации знаю изнутри и проблемы, которые в них возникают. Вот сейчас жалуются на износ сетей. Когда из-под земли начинают бить ключики, это значит, в сетях порыв. Почему они возникают? Было время, когда в целях экономии на ночь в тепловых системах отключали насос обратной подачи воды. А утром включали. Это же гидроудар по и без того худым сетям. Управляющие компании заделают порыв, а причина-то остается. Не отключайте насосы – и не будут рваться сети.
– Что могут делать обычные жители МКД для улучшения ситуации?
– Самое главное – не молчать. Не бояться требовать исполнения просьб. Писать, звонить, добиваться. Сейчас так много информации, сайтов, горячих линий, нетрудно стать экспертом. К сожалению, старшими по дому становятся пенсионеры и люди преклонного возраста. Молодежь слишком занята зарабатыванием денег и воспитанием детей. Их не волнует состояние дворов: встали затемно – уехали на работу, и в темноте же вернулись. Им некогда обивать пороги управляющих компаний и ходить на приемы к власти. Но ведь в этих домах и дворах будут расти их дети. Детям нужны дворовые площадки для игр, удобные дорожки к садикам, чистые подъезды. Ради этого стоит включаться в обсуждение и решение проблем. А мы, старшее поколение, готовы делиться опытом и помогать.