Газета №: № 74 от 10 октября 2019

Завод и школа: вместе по жизни

Рейтинг:
( 1 Rating )
1983 год. Выпускники 1968 года встретились снова через 15 лет. В первом ряду слева направо: Валерий Мелехин, Валентина Анкудинова, педагог Галина Петровна Нагаева, Татьяна Воробьева, Маргарита Анисимова. Во втором ряду слева направо: Галина Ядренникова, Ольга Осиева, Геннадий Леванов, Людмила Мишина, Владимир Аверкин, Галина Пенкина
1983 год. Выпускники 1968 года встретились снова через 15 лет. В первом ряду слева направо: Валерий Мелехин, Валентина Анкудинова, педагог Галина Петровна Нагаева, Татьяна Воробьева, Маргарита Анисимова. Во втором ряду слева направо: Галина Ядренникова, Ольга Осиева, Геннадий Леванов, Людмила Мишина, Владимир Аверкин, Галина Пенкина
Фото: © из музея Нижнетуринской гимназии

Как в городе появился первый компьютерный класс, и каким образом шефы опекали учителей

Продолжение. Начало в № 66

В ноябре Нижнетуринская гимназия отметит свой 60-летний юбилей. Тогда, в самом начале шестидесятых годов прошлого века, школа № 5 стала символом зарождения поселка машиностроителей в Нижней Туре, первым детищем машиностроительного завода.

Евгений Александрович Карпов продолжает свой рассказ о том, как развивалась пятая школа, и какую роль играло шефство возглавляемого им машзавода в обеспечении школы и учителей, в профессиональном обучении школьников и в их воспитании.

 Не словами, а делами

– Первое время подготовку школы к новому учебному году завод проводил за свой счет, силами своих специалистов. Делали и косметический ремонт помещений, и ремонт школьного оборудования, и проверку систем отопления, вентиляции, сантехники, – рассказывает Евгений Александрович.

С 1944 по 1946 годы я учился в московской школе № 110, и уже в то время там функционировали кабинеты физики, химии, над которым шефствовал выдающийся советский химик академик Н. Я. Зелинский. В географическом кабинете были крупномасштабные карты материков и государств, морей и океанов, крупногабаритный глобус, наглядные пособия по экзотическим местам на земном шаре. В общем, трудно было не понять разницу между Австрией и Австралией, между Швецией и Швейцарией!

В кабинете биологии имелись наглядные пособия по растительному и животному миру, комнатные цветы. По наивности я считал, что такие кабинеты должны быть в каждой школе. Но когда директор школы № 5 объяснил, что только начинается массовая кампания по переводу школ на кабинетный метод обучения, – завод активно включился в эту работу.

 Бартер всемогущий и первый бассейн

Сегодня уровнем компьютеризации школ никого не удивишь, но, как всегда, начинать было трудно. Завод через министерство получил фонды на мини-калькуляторы, созданные на простейшей электронной базе, и по 20 штук бесплатно передал в подшефные школы № 5 и № 3. Отпала необходимость познавать арифметику с использованием спичек и костяных счетов.

Завод в обмен на свою дефицитную продукцию с завода-изготовителя приобрел комплект оборудования и при заводском вычислительном центре в конце 1960-х организовал первый в городе компьютерный класс, выделив специалиста для преподавания. Учащиеся 9 и 10 классов школ № 5 и № 3 по графику обучались в этом классе основами информатики.

В 1975 году за счет средств завода осуществлена пристройка к школе, и вместимость с 400 учащихся увеличилась до 700, а школа приобрела сначала статус средней, а затем и гимназии. Наряду с дополнительными классами были улучшены условия для преподавателей, появились просторные рекреации, отличный спортивный зал и столовая. С директором школы В. Левитских мы съездили в новую школу в Нижнем Тагиле и в столовой посмотрели в работе раздаточную линию «Эффект». Завод в обмен на свою продукцию получил такую линию для школьной столовой.

Завод на своей территории оборудовал физкультурно-оздоровительный комплекс с первым в городе плавательным бассейном на три дорожки по 25 метров. И подшефным школам в первую очередь была предоставлена возможность проводить здесь уроки физкультуры. Не раз приходилось наблюдать, как по территории завода передвигается группа школьников с учителем и сопровождающим работником предприятия.

 Школьники у токарных станков

В советское время большое внимание уделялось трудовому воспитанию и профориентации школьников. Концепция трудового воспитания периодически менялась: то уроки проходили в школьных мастерских, то обязательно на производстве, то опять в школе – и так несколько раз.

Завод-шеф реагировал на эти изменения и в любом случае выделял оборудование, единственный недостаток которого заключался в том, что оно было устаревшее. Наконец удалось через министерство добиться фондов и получить 20 новеньких токарных станков 16К20, выделить современные производственные площади, инструктора и создать класс, где школьники учились токарному делу на новейшем оборудовании. Когда по окончании школы многие приходили работать на завод, то быстро адаптировались на производстве и становились квалифицированными специалистами.

Как важна профориентация школьников, покажу на личном опыте. Когда моя дочь оканчивала 8 класс, я задал вопрос о том, кем она хочет стать в будущем, какую профессию получить. Дочь тогда ответила: «Хочу быть врачом». Их несколько раз водили в больницы в Лесном в порядке профориентации. Дочь выходит на выпускные экзамены за 10 класс, и я опять задаю ей тот же вопрос, ответ: «Я же два года назад сказала – хочу быть врачом». Она окончила Томский медицинский институт, училась на невропатолога, врач высшей категории – нашла себя в жизни.

 Учителям тоже доставалось

Так сложилось, что учительство всегда обеспечивалось по остаточному принципу. И оно исполняло роль подвижников и волонтеров в просветительском плане. Завод-шеф обеспечивал педагогов школы отдельными благоустроенными квартирами, а молодых учителей – местом в комфортном заводском общежитии. Детям работников школы наравне с заводчанами предоставлялось место в ДДУ, путевки в пионерский лагерь «Лесная сказка». Учителя получали путевки в заводской профилакторий и загородную базу отдыха. Все это предоставлялось или бесплатно, или за мизерную оплату. В общем, завод вкладывал значительные материальные и финансовые ресурсы в школу.

 Продолжение следует

Обратите внимание: материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться.

НАША СПРАВКА

Евгений Александрович Карпов – директор НТМЗ с 1959 по 1994 годы, Почетный гражданин Нижней Туры. За организацию шефской работы награжден Министерством просвещения РСФСР и республиканским комитетом профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР Почетными грамотами: «За активное участие в строительстве детских дошкольных учреждений» (декабрь 1965 г.), «За большую шефскую помощь школам» (ноябрь 1973 г.). Также Евгений Александрович награжден нагрудным знаком ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За активную работу по воспитанию детей и подростков» (октябрь 1990 г.).

РСЯ 1140px

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями:
Поставьте оценку:
Рейтинг:
( 1 Rating )
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
0 символы
Вложения (0 / 3)
Укажите свое местоположение на карте

Материалы по теме

Редакция газеты «Время» Логотип газеты «Время»
624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А
+7 34342 2-79-62
РСЯ 1140px

ГАУПСО «Редакция газеты «Время»

624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А

Интернет: Логотип газеты «Время»

Телефон: +7 34342 2-79-62

E-mail: agent@vremya-tura.ru

Режим работы:
Пн.-Чт. 08:15 - 17:30, Пт. 08:15 - 16:15

RUB

Материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться

Главный редактор: +73434227666, redactor@vremya-tura.ru
WhatsApp +79533870146
Telegram: +79533870146

Корреспонденты: +73434227987, reporter@vremya-tura.ru

Отдел рекламы: +73434227962, reklama@vremya-tura.ru

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.