Поисковому отряду «Горизонт» – 30 лет
В конце апреля поисковый отряд «Горизонт», одно из старейших молодежных патриотических объединений Нижней Туры, подводил итоги своей тридцатилетней работы. О рождении общероссийского военно-патриотического движения «Вахта Памяти» и первых экспедициях отряда «Горизонт» рассказывает его создатель и первый командир, бывший преподаватель истории ПЛ № 22, а ныне научный сотрудник Нижнетуринского краеведческого музея Леонид Меркурьевич Семячков.
С чего начиналось движение «Вахта Памяти»?
Начало молодежного поискового движения «Вахта Памяти» в СССР было положено в 1960–1970 годах походами «красных следопытов» по местам боев и созданием в школах комнат боевой славы. О каких-то раскопках, работе с солдатскими останками речи и не шло: детей к таким опасным и страшным работам никто не допускал. В то же время, на свой страх и риск, отдельные группы энтузиастов начинали поиск и перезахоронение солдатских останков. Отсутствовала правовая база подобных поисковых работ, и эти неравнодушные к истории войны ребята часто попадали под нарушение закона о хранении оружия и боеприпасов.
Рождение отряда
В 1988 году в одном из журналов, кажется, «Юности», был опубликован материал о поисковых работах в Аджимушкайских каменоломнях в районе Керчи, где со второй половины мая до конца октября 1942 года держала оборону часть советских войск Крымского фронта. Незадолго до этого мы всей семьей проводили отпуск в п. Ильич на Азовском море и побывали в Аджимушкае на экскурсии (кстати, военные раритеты попадались даже в огороде дяди Васи, хозяина дома, где мы остановились, и на дне черноморских лиманов и пляжах Азовского моря, в раскопах археологов).
Авторы статьи обращались за помощью к ребятам, имеющим опыт раскопок и некоторую спелеологическую подготовку. Наш отряд «Горизонт» после многолетнего участия в археологических экспедициях и походах в пещеры Урала как раз обладал таким опытом. Я написал в редакцию письмо с предложением помощи. В начале сентября пришло приглашение участвовать в очередной экспедиции. Но начинался учебный год, да и денег на такую поездку просто уже не было. Интереснейшая экспедиция сорвалась.
Константин Чеканов, бывший афганец, комсомольский вожак ПЛ 22, возглавивший первую экспедицию «Горизонта» / Фото из архива Л. Семячкова
Первый документ
Весной 1990 года областной отдел по работе с молодежью предложил создать в нашем училище поисковый отряд и принять участие во Всесоюзной «Вахте Памяти» под Смоленском. Мы ответили согласием. Лично я участвовать, к сожалению, опять не смог, так как сдавал дипломные экзамены на заочном отделении исторического факультета Нижнетагильского пединститута. Согласился поехать вместо меня комсомольский вожак нашего училища Костя Чеканов – боевой парень, прошедший Афганистан.
На отряд был оформлен официальный «паспорт отряда». Он-то и остался единственным документальным свидетельством первой «Вахты Памяти» 1990 года, в которой принял участие «Горизонт». Нет даже ни одной фотографии, хотя ребята съездили результативно и с увлечением рассказывали об экспедиции. В поле работали вместе с отрядом из СГПТУ-78 г. Свердловска-45. Возглавлял этот отряд военрук училища.
Всем вместе удалось обнаружить останки пяти советских солдат. Для школьных музеев организаторы «Вахты Памяти» разрешали взять с собой некоторые экспонаты. Отряд из соседнего города забрал основную часть находок, но несколько раритетов досталось и нам.
Были каски, ржавые стволы трехлинеек и некоторые мелкие солдатские вещи. Вместе с моими военными находками из Ильичевки, с огорода и со дна моря, набиралась небольшая военная экспозиция.
За годы работы в училище и экспедиций «Вахты Памяти» отряда «Горизонт» при кабинете истории набралось военных раритетов на вполне солидный музей школьного уровня. В настоящее время вся его экспозиция демонстрируется в отдельном зале Нижнетуринского краеведческого музея.
«Вахта Памяти-91»
«Вахта Памяти-91» проходила под эгидой ВЛКСМ. Привлекалась армия, спецслужбы, ветеранские организации. Билеты до места проведения поисковой экспедиции оплатила наша областная Ассоциация поисковых отрядов (АСПО) «Возвращение», которую уже тогда возглавляла Елена Валерьевна Скуратова.
Готовились к экспедиции серьезно. Костю Чеканова даже командировали в отдаленную воинскую часть за камуфляжем. Правда, костюмчики были – тонкие ситцевые «березки», но они исправно послужили нам несколько лет, а особенно удобны были в жару. Все равно специального поискового снаряжения не было. Не запаслись даже щупами, а о металлоискателях даже не мечтали. Более серьезное снаряжение наживалось со временем и опытом.
Сборы на «Вахту Памяти» проходили на фоне непростых событий в нашей стране. СССР доживал последние дни. Борис Ельцин покинул ряды КПСС, за ним из партии стали выходить миллионы коммунистов, понимая, что КПСС не в состоянии вывести страну из глубочайшего кризиса.
Партийная организация училища перестала существовать. Секретарь парторганизации Северо-Уральского управления строительства, где парторганизация нашего училища стояла на учете, Денисов, встретившись со мной, пожертвовал на нашу экспедицию целых 200 рублей. На эти деньги был приобретен приемник «Океан», который съедал по шесть батареек за несколько дней, но в экспедициях стало веселее. Этот приемник пережил многое: и ливень, и топтание сапогами, пока его не заменил экономный «китаец».
Леонид Семячков
Окончание следует
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
Новгородская «Долина»
В Новгородской области еще с 1946 года в районе деревни Мясной Бор вел самостоятельный поиск солдат 2-й ударной армии Николай Иванович Орлов. Он работал на железной дороге и не смог остаться равнодушным к незахороненным останкам павших, которые лежали прямо у железнодорожного полотна.
Углубляться в лес и болото было совсем уж страшно и опасно. Здесь в результате неудачной Любанской операции трагически погибла брошенная своим командующим генералом Власовым 2-я ударная армия. Десятки тысяч павших бойцов этой армии считались не только пропавшими без вести в новгородских болотах и лесах, на них пала тень предательства командующего, который стал сотрудничать с немцами. Не было позорнее на Великой Отечественной войне клейма, чем «власовец».
В 1962 году Николай Иванович Орлов создаст первый поисковый отряд, который назовут в память о самом страшном месте у деревни Мясной Бор – «Долина». Отряд раскроет героический подвиг и трагедию 2-й ударной армии и станет ядром будущего всесоюзного поискового движения.
Всесоюзное признание
В 1968 году в Мясном Бору по приглашению Н. И. Орлова побывал писатель Сергей Сергеевич Смирнов. Под впечатлением он написал свой знаменитый очерк «Комендант Долины смерти», пригласил Орлова в Москву, организовал его выступление на центральном телевидении в передаче «Рассказы о героизме». В стене замалчивания подвига солдат 2-й ударной появилась первая трещина.
В 1980 году Николая Ивановича Орлова не стало – подвело здоровье. Эстафету поиска принял его брат Александр.
Преодолевая косность и равнодушие чиновников, поисковая работа приобретала все более массовый характер, и с этим пришлось считаться. К 1989 году движение «Всесоюзная Вахта Памяти» получила юридическую базу. Десятки, а затем и сотни поисковых отрядов приняли участие в полевых экспедициях «Вахты Памяти» по обнаружению и захоронению останков советских солдат Великой Отечественной, вели архивную работу, устанавливали имена пропавших без вести.