Поисковому отряду «Горизонт» – 30 лет
Опасные находки
Окончание. Начало в № 30, 31
В те времена места боев были почти не тронуты. Кругом валялись ржавые каски, груды разряженных мин. Находили и целые боеприпасы. Мы совершенно не представляли, как себя вести с ними. Инструкций-то никаких не получили. На фото в руках у Олега Омельченко боевая мина, а я сейчас и не помню, был ли у нее пробит хвостовой капсюль. Если да, то мина на боевом взводе и очень опасна.
Кое-что о боеприпасах и технике безопасности успевали рассказать по вечерам на оперативках. Помечайте, требуют, место обнаружения и сообщайте саперам. Ну, воткнешь палочку повязанную бинтиком. Поди найди ее потом.
А местные мальчишки так и шныряют за поисковиками. Подорвутся – придется отвечать. Попалась нам граната Ф-1 (лимонка). «Да зашвырните вы ее подальше», – командую. Швыряют в лес. Она отскочила, ударившись о ствол березы, и валяется на глазах.
Забрал все-таки я ее с собой в лагерь, принес в палатку к саперам – те врассыпную бежать кто куда. Оказалось, что на ручке гранаты отсутствовала чека, и лимонка в любую минуту могла взорваться. Только время и ржавчина спасли от взрыва. Саперы издалека показали мне на УАЗик с песком в кузове и велели тихонечко положить «гранатку» туда. Потом отматерили по полной. Хоть не побили, и то ладно.
Кроме того, все найденное стрелковое оружие требовалось сдавать представителям МВД, а взамен получать соответствующую справку. Представитель КГБ требовал сдавать также золото (кольца, зубные коронки и т. д.), но нам эти «сокровища» не попались. Другие отряды сдавали. Куда ушло это золото? Неизвестно до сих пор.
Экспозиции под ногами
Вот так помаленьку накапливался опыт, который просто нельзя было получить у археологов. Позже руководство «Вахты Памяти» стало разрабатывать инструкции по технике безопасности в работе со взрывоопасными предметами, читать лекции. У меня в отряде, слава Богу, обошлось без серьезных инцидентов. Правило-то простое: не стучи, не крути, не бросай! Если это помнить, то ничего не случится. И все же по поисковым отрядам ЧП бывают и со смертельным исходом. Война продолжает убивать.
Массовая поисковая работа только начиналась. Леса бывшей зоны боев были практически не тронуты. Не было и такого явления, как «металлисты», которые в наши дни выносят весь металл на сдачу. Постоянно попадались интересные экспонаты, но сколько и что можно было увезти в рюкзаках? Целые музейные экспозиции буквально валялись под ногами.
Нынче, чтобы найти даже советскую каску в приличном состоянии – ох как побегать да поискать надо. Но главное не железо, а солдатские останки. Верховых уже практически собрали. В наши дни бойца найти непросто.
Захоронение павших в Ярцево
В конце «Вахты–91», накануне Дня Победы, состоялось торжественное захоронение найденных останков советских солдат. Мне и, конечно, моим ребятам впервые довелось принять участие в подобном мероприятии. Все впечатляло. И количество гробов, и собравшиеся ветераны. Приехал даже сын одного из опознанных павших. Сын был поражен тем, что его отец погиб здесь, так как похоронку на него семья получила только через год, а место захоронения указывалось совсем другое. Но солдатский медальон врать не мог. Скорее в штабе проваляли, как говорится, дурака.
Отгремел салют. Разошлись военные музыканты. К сожалению, тогда еще на захоронение не приглашали священника, и никто не пропел «вечную память» над героями. Бойцы поисковых отрядов слегка засыпали гробы тяжелой глиной. Дальше огромный котлован с останками почти 400 погибших заваливал бульдозер. А ветераны, тихо переговариваясь, пошли в совхозную столовую на поминальный обед.
Важный итог «Вахты Памяти»
Так закончились для «Горизонта» первые «Вахты Памяти». Возвращались домой через Москву в победные майские дни. Казалось, ребята уже смотрели на суету москвичей по-другому – они прикоснулись к страшной правде войны. Особенно непонятны нам были счастливые кришнаиты на шумном Арбате. Впереди будут новые экспедиции, новые находки. А для участников эти дни поиска останутся одними из самых главных и значимых в жизни.
Л.М. Семячков, Смоленск, 1991 год. Тогда в Сычевский район Смоленской области со всей страны съехались двадцать пять отрядов / Фото из архива Л.М. Семячкова
Первая «Вахта Памяти», в которой принял участие отряд «Горизонт», прошла в 1990 году. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии. Единственным документальным свидетельством остался первый «Паспорт отряда»
«Вахта Памяти-91» проходила под эгидой ВЛКСМ. Билеты до места проведения поисковой экспедиции отряду «Горизонт» оплатила областная Ассоциация поисковых отрядов (АСПО) «Возвращение»