С чем приходится сталкиваться социальным работникам и что самое главное в их профессии?
Кто может обратиться в Комплексный центр социального обслуживания в Нижней Туре? Что радует социальных работников? С какими трудностями они сталкиваются?
Об этом наш разговор с Екатериной Ежовой, исполняющей обязанности директора Комплексного центра социального обслуживания Нижнетуринского округа.
– Екатерина Владимировна, социальный работник – это призвание?
– У нас все социальные работники – женщины. Очень многие с педагогическим образованием.
Самое главное в нашей профессии – любить людей. Уметь находить общий язык. Уметь помочь в сложных жизненных ситуациях. Уметь встать на место человека, посочувствовать.
Социальные работники у нас меняются не часто. Это люди, которые понимают куда идут, какая работа их ждет. Тем, кто устраивается в наш центр, пытаемся сразу объяснить специфику работы. Это не просто принести продукты бабушке. Ко всем нужен индивидуальный подход.
Наши бабушки и дедушки воспринимают соцработников как своих родных, всегда ждут их прихода.
У каждого своя боль
– Кто обслуживается на дому?
– Мы работаем с гражданами старше 18 лет. Но большая часть наших клиентов – люди пожилого возраста.
Клиенты, которые обслуживаются на дому, разные. В зависимости от ситуации социальные работники приносят продукты, лекарства, помогают приготовить еду и кормят подопечных, проводят уборку, сопровождают в медицинское учреждение или пенсионный фонд.
Есть те, кому нужен ежедневный уход. По возможности, подключаем родных и близких. Если это невозможно, соцработники посещают такого человека даже в праздники.
– Расскажите, какие еще услуги оказывает ваш центр.
– Спектр услуг довольно широкий. У нас работает отделение срочного социального обслуживания. Мы оказываем помощь в восстановлении документов, оформлении временной регистрации. Направляем на социальную реабилитацию, предоставляем технических средств реабилитации (кресла-коляски, трости, ходунки и пр.), оказываем консультирование по социальным услугам.
Есть у нас Школа пожилого возраста. А также работает отделение временного проживания. Там можно проживать в течение полугода. Попадают туда, как правило, люди, которым нужен постоянный уход. А также те, кто остался без определенного места жительства.
Планы на будущее
– Планируется ли расширять услуги центра? Какого отделения не хватает нашему округу?
– В Нижней Туре отделения социальной реабилитации нет. Сейчас мы направляем граждан в дневное реабилитационное отделение Лесного. Также востребованы услуги реабилитационных центров по Свердловской области, в том числе Областного центра реабилитации в Екатеринбурге.
В дальнейшем я вижу в Нижней Туре дневное отделение реабилитации. Работа в этом направлении ведется. Нам необходимо подготовить помещения для эрготерапии, психологической разгрузки, тренажерного зала. Нужна и подготовка специалистов по данным направлениям.
Необходимо работать комплексно
– С какими трудностями сталкиваются социальные работники?
– Соцработницы жалуются на тяжелые сумки с продуктами, которые нужно ежедневно носить, вне зависимости от погоды.
А если серьезно, труднее всего работать с людьми, у которых есть психические отклонения. Хорошо, когда есть родственники, которые вовремя обращаются за помощью медиков.
Если же человек с психическими отклонениями живет один, коллективное обращение в медицинское учреждение могут написать соседи. В любом случае, нужно бить во все колокола. Особенно, если человек сам отказывается от помощи. Необходимо комплексное взаимодействие социальных и медицинских служб, правоохранительных структур.
Принудительной госпитализации такой категории граждан нет. Это возможно сделать только по решению суда.
Ради помощи людям
– Но ведь есть и радостные моменты?
– На надомном обслуживании у нас есть пара, которая встретилась в отделении временного проживания. Мужчина когда-то злоупотреблял алкоголем, оказался на улице. Сейчас по нему не скажешь, что он вел асоциальный образ жизни. Он больше не пьет и не курит. Пара живет вместе, создает семейный и домашний уют.
Это не единственный положительный пример. Это то, ради чего мы работаем. Когда люди, потерявшие себя, возвращаются к нормальной жизни. Когда восстанавливаются после тяжелых болезней. Когда слышишь благодарности от наших надомных подопечных и тех, кто посещает Школу пожилого возраста.
В Свердловской области сформирована эффективная система социальной поддержки, работает 140 государственных учреждений социального обслуживания. Особое внимание уделяется системной поддержке жителей старшего поколения и семей с детьми.
Ежегодно около 680 тысяч уральцев получают различные меры социальной поддержки федерального и областного уровней. Так, в минувшем году организациями социального обслуживания оказана социально-бытовая, медицинская, психологическая и другая помощь свыше 330 тысячам человек, из них более 38 тысяч уральцев получали социальные услуги на дому.
Сегодня на надомном обслуживании в НТГО находится 287 человек. В 2020 году срочные социальные услуги получили более 1700 человек. На социальную реабилитацию направлено 345 человек. Материальную помощь (вещи, продуктовые наборы) получили более 250 человек
Один день из жизни социального работника
Социальный работник Наталья Нифонтова рассказала о том, как проходит ее день.
– Я уважаю пожилых людей, – говорит Наталья Борисовна. – Хочется им помогать, хочется с ними общаться, делать для них добро.
Угодить всем
У меня 11 подопечных. В разные дни посещаю от четырех до семи человек. Стараюсь распределить посещения так, чтобы всем было хорошо. Ведь когда нужно приготовить еду или прибраться – на это больше времени уходит, чем если нужно просто принести продукты.
Рабочий день начинается, как правило, с похода в магазин. Продукты покупаю по заявке.
Приготовить и помыть
Вчера был клиент, к которому я прихожу в 8 утра, помогаю в приготовление еды. Бывает, что и первое, и второе. Часто он просит молочную кашу. Всегда спрашиваю, что приготовить: капусточку потушить или супчик сварить?
Сегодня пойду к клиенту окна мыть. Другого нужно накормить, помочь дойти до туалета, уложить спать. Кого-то нужно помыть.
«Ты только приходи»
Один подопечный мне говорит:
– Вот мне тебя так жалко. Ты приходишь, все делаешь. Я бы сам приготовил, но мне главное, чтобы ты пришла, чтоб с тобой поговорить.
Он может и в течение дня несколько раз позвонить:
– Как у тебя дела? Ты в саду? Ты там поливаешь? Ну молодец! Завтра-то придешь?
– Нет, завтра не ваш день. Ну, может, забегу.
– Ну давай, приходи, я тебя всегда жду.
Родные люди
Всегда поздравляю своих подопечных с днем рождения, с праздниками.
Недавно одной клиентке исполнилось 70 лет. Я ей небольшой подарочек купила, поздравила ее. Она очень довольна была. Говорит: «Ты для меня сейчас самая родная, самая близкая». Две дочери у нее, обе живут в Перми, но они приезжают. Я с ними всегда на связи, если какие-то проблемы, созваниваемся. Бывает, приду к этой бабушке, и она с моего телефона по видеосвязи звоним дочерям. Пообщались – хорошо.
Главное, с душой
У меня все клиенты любимые. Все ко мне очень хорошо относятся. Бывает, конечно, всякое. Но где-то промолчишь, стерпишь. К каждому клиенту нужен свой подход. Клиенты разные, заболевания разные, настроение разное. У некоторых свои принципы: нужно делать только так и никак иначе. В таких ситуациях я просто работаю молча.
Ко всем можно найти подход, было бы желание. Я всегда ставлю себя на место моих подопечных. Еще не известно, что будет с нами, какими мы будем в старости. Главное – душа, сердце, терпение и сила воли.