Как в 1918 году устраивались мятежи против советской власти
Придя к власти через вооруженное восстание в октябре 1917 года, большевикам еще предстояло удержать завоеванную власть. Попытки сместить большевиков и Советы предпринимались повсеместно. Не стал исключением и Нижнетуринский завод.
О том, как в 1918 году устраивались контрреволюционные мятежи в Нижней Туре – по материалам подшивок нашей газеты.
Управителя завода – на свалку
Из воспоминаний Ивана Попова, коренного жителя Нижней Туры, очевидца революционных событий:
– После победы Великой Октябрьской социалистической революции власть в Нижней Туре в ноябре 1917 года полностью перешла к Совету рабочих и солдатских депутатов. Первым председателем Совета был избран рабочий-прокатчик металлургического завода Г.С. Мохов.
Рабочие завода вывезли на тачке и свалили на свалке ненавистного управителя завода, а для руководства предприятием избрали так называемый деловой совет. В него вошли лучшие рабочие Воронин, Шерстобитов, Черепанов, Гаврушев. Председателем делового совета был избран Воронин.
В доме бывшего купца разместили штаб красногвардейского отряда и ревком. Командиром отряда был назначен Павел Чернильцев. В состав ревкома вошли Павел Чернильцев, Захар Целищев, Федор Бревенников и Иван Шубин.
Так была установлена советская власть, которая полностью контролировала и распоряжалась всей жизнью города.
Спирт утопили в Туре
Однако противники большевиков просто так сдаваться не собирались. С одной стороны набирало силу белогвардейское движение, с другой – мятежи готовили меньшевики и эсеры.
«В феврале 1918 года контрреволюционные элементы попытались устроить разгром складов с запасами спирта и бывших винных казенных лавок, – вспоминал Иван Попов. – Цель этого погрома была такова: получив большое количество спиртных напитков, напоить народ и спровоцировать его на разгром Совета, ревкома и захватить власть.
Но Совет и ревком быстро мобилизовали своих депутатов и коммунистов. Красногвардейцы оцепили склады. Бутылки с коньяком и ликером были уничтожены прямо в подвалах. Бочки со спиртом под охраной патрулей вывезли на берег реки Туры и вылили в воду.
Так был предотвращен пьяный погром и установлен порядок. Вооруженные красногвардейцы, коммунисты и активисты патрулировали по городу».
«Свергайте ихнюю власть, разоружайте»
К середине лета в Нижней Туре все острее вставал вопрос с продовольствием, напряжение росло. Этим воспользовались заговорщики и в конце июля 1918 года организовали вооруженный мятеж.
«Красногвардеец Н.Н. Худяков так рассказывал об этом мятеже. Проходило большое собрание граждан Нижней Туры. Руководители ревкома разъясняли людям причины временных трудностей в снабжении продовольствием и промышленными товарами, говорили о действиях, которые предпринимаются для того, чтобы ликвидировать эти трудности. В частности, речь шла об изъятии больших запасов продовольствия и товаров у купцов.
– Граждане православные! – крикнул один из купцов. – Что это происходит? Ревком и большевики вконец разорили нас, торговых людей. И до вас, знать, люди добрые, доберутся. Свергайте ихнюю власть, разоружайте их!
Во избежание кровопролития
Виктор Чернильцев, младший брат Павла Чернильцева, командира красногвардейского отряда, про этот случай вспоминал:
– Помнится, с трибуны выступал мой старший брат Павел. В то время он был уже красным комиссаром. Говорил громко и недолго, а последние слова прозвучали над площадью предупредительно: «Расходитесь, граждане, во избежание кровопролития!»
Позднее, через многие годы, стало известно, что сходка была спровоцирована меньшевиками и эсерами.
В шаге от кровопролития
Однако успокоить разбушевавшуюся толпу не получилось. А тревожный заводской гудок стал для мятежников сигналом к началу выступления.
«Красногвардейцы быстро покинули собрание и забили тревогу. Отряд занимал опорные пункты. Молодой красногвардеец Шубин на глазах у всех вскочил на коня и поскакал по дороге к Новому заводу. Он успел предупредить стоявший на охране Нижнетуринской тюрьмы отряд красногвардейцев, которым командовал Захаров.
Командир отряда послал на подмогу нижнетуринцам сильную группу со станковым пулеметом. Был предупрежден и Верхнетуринский ревком.
Перехваченный нарочный
Руководители мятежа тоже отправили нарочного на хорошем скакуне в Верхнюю Туру и Кушву с пакетом, в котором призывали поддержать их мятеж. Но нарочный опоздал.
Предупрежденный ранее Верхнетуринский ревком направил на помощь сильный отряд на автомашинах под командой Стольникова. Двигаясь по тракту в Нижнюю Туру, красногвардейцы из Верхней Туры встретили посланца контрреволюционеров и расстреляли его.
Подавление мятежа
В Нижней Туре участники мятежа бежали в направлении церкви. Но здесь стояла цепь красногвардейцев. Убедившись, что ревком контролирует все опорные пункты, что вместо ожидаемой помощи прибывает подкрепление ревкому, руководители мятежа пытались бежать, но были пойманы и расстреляны. Позднее были разоблачены и арестованы и руководители контрреволюционного центра».
Бои с войсками Колчака
Однако в конце ноября власть Советов в Нижней Туре все-таки пала. Ранним утром 18-го числа нижнетуринцы услышали пулеметные очереди и взрывы гранат – начался бой с колчаковцами у деревни Елкино. Кровопролитные бои шли на станции Выя.
Расправа с советскими активистами
Из воспоминаний Виктора Чернильцева:
«…В последние дни ноября колчаковцы захватили Нижнюю Туру. Для жителей поселка наступили черные дни насилия и террора. Здание бывшего волостного правления стало местом жестоких пыток и истязаний активистов советской власти.
Белогвардейские каратели забивали их плетьми до потери сознания, а затем искалеченных и раздетых до нижнего белья грузили на подводы и по льду застывшего пруда отвозили на противоположный берег, туда, где начинается зимняя дорога к деревне Большая Именная. А там, в километре от берега, в заснеженном мелколесье, доставленные в коробах искалеченные люди вновь подвергались жестоким пыткам.
Погибли за советскую власть
Комиссару красногвардейского отряда Василию Николаевичу Колмогорову штыком выкололи глаза. На телах других коммунистов ножами вырезали звезды и "красные" ленточки и только после этого расстреляли.
От кровавых рук карателей погибли председатель делового Совета завода Григорий Григорьевич Воронин, председатель комитета бедноты Иван Алексеевич Гаврушев, член комитета Степан Александрович Безруков, начальник народной милиции Евгений Федорович Толмачев, коммунисты Михаил Николаевич Перевалов, Петр Михайлович Байков, Семен Евстигнеевич Поршнев и многие беспартийные борцы…»
В декабре 1918 года в Нижнетуринском заводе советская власть была ликвидирована, активисты и сочувствующие были схвачены и расстреляны за прудом на зимней дороге, ведущей к деревне Большая Именная
Колчаковцы занимали Нижнюю Туру семь месяцев. В июле 1919 года они были выбиты из поселка
Газета «Вперед, к коммунизму!», март 1962 г.
Газета «Время», ноябрь 2010 г.
Фонды Нижнетуринского краеведческого музея