Почему подорожала продукция Нижнетуринского хлебокомбината и закрываются ли точки фирменной сети?
Почему подорожала продукция Нижнетуринского хлебокомбината? Таких обращений в редакцию в течение последних недель поступает немало. Также читатели указывают на отсутствие хлеба в сетевых торговых точках. Разбираемся в ситуации вместе с директором предприятия-производителя Ринатом Закирулиным.
– Последнее повышение цен на нашу хлебобулочную продукцию проходило в 2018-2019 годах, – поясняет Ринат Ахатович. – Нам долгое время удавалось, несмотря на инфляцию, держаться прежней ценовой политики. Но и мы вынуждены были принять решение поднять стоимость продукции.
Это обусловлено тем, что с 1 октября на 25% подорожала мука. Также за период с последнего повышения цен сахар «вырос» на 40%, масложировая продукция – на 30-05%. Это наше основное сырье. На 20% возросли транспортные расходы, подорожала коммуналка. То есть себестоимость продукции подросла очень существенно.
Понятно, что раз повысилась себестоимость, то и отпускная цена должна вырасти. По-другому не бывает, это закон экономики. Мы не можем повышать накладные расходы и оставлять прежнюю цену – это несет огромные убытки для предприятия и в итоге к остановке его работы. Не будет средств на развитие, на заработную плату. И с этим сталкиваются все производители, не только мы.
Дефицита не будет
– Ринат Ахатович, читатели рассказали, что в одной из торговых сетей вообще перестали продавать ваш хлеб, а в других он быстро заканчивается. Что происходит?
– Да, в одну из сетей мы временно приостанавливали поставки. Это связано с определенными договорными процессами.
Вообще, схема работы с торговыми сетями у нас следующая. Если мы собираемся повышать отпускные цены, то, как поставщики, обязаны уведомить сети об этом. Переговоры идут небыстро, ведь сетям тоже необходимо соблюсти свою выгоду, понять, как будет раскупаться продукция при новой цене.
Так получилось и в этот раз, что с двумя сетями мы согласовали повышение цен на 10%, а с третьей популярной сетью переговорный процесс подзатянулся. Но спешу успокоить потребителей: мы пришли к определенному консенсусу, и наш хлеб снова там появится.
А насчет недостатка продукции скажу так. Когда повышается цена, закономерно идет спад и объемов производства, и объемов продаж. На сегодняшний день он был незначительным – всего одна тонна в сутки при обычной производительности 12 тонн. Сейчас объемы восстанавливаются, и дефицита нашего хлеба быть не должно.
Работа в ноль
– Но ведь в сетях существует собственная торговая наценка. Насколько сильно она влияет на конечную цену?
– Существенно. До 40%. Это по нашей продукции, в других продуктовых категориях она может быть еще выше. Так как государственного регулирования и ограничения размера наценки у нас нет, мы же живем в реалиях рыночной экономики, вот и получается, что потребители видят на ценнике не цену производителя, а более высокую, с учетом аппетитов розницы.
Да, Правительством Российской Федерации было принято определенное решение о частичной компенсации затрат производителей, чтобы сдержать цены на некоторые группы товаров. Оно какое-то время действовало, перечисляло средства Агентству по развитию рынка продовольствия, в состав которого мы входим, оно возмещало наши затраты. Благодаря этому мы не ушли в убытки. Не заработали, но и находились не в минусе, вышли в ноль.
Устали от нестабильности
– Сейчас мораторий на повышение цен закончился, и, как мы все видим, продукты стали дорожать, – отмечает Ринат Закирулин. – Честно говоря, производители и сами устают от подобной нестабильности. Прекрасно понимаем, что любое повышение сказывается и на объемах производства, и на продажах. Ведь когда предприятие работает стабильно, нарабатываются определенные оборотные средства на развитие.
Как только начинается подорожание сырья, транспорта, коммуналки – начинаются «качели», которые, если не поднять цены на продукцию, начинают съедать накопленные оборотные средства. Начинаются затруднения с расчетами с поставщиками сырья, энергоносителей, самое страшное – могут начаться проблемы с выплатой заработной платы.
А интерес торговых сетей – закупить у производителя дешевле, продать – подороже. Тем более что система различных акций и скидок – это то, на чем держится ретейл. Поэтому процесс согласования отпускной цены такой длительный и бьет по производителю. Нашей выгоды в этом нет никакой.
Своя сеть, свой покупатель
– Ринат Ахатович, но если у производителей такие проблемы с торговыми сетями, не проще ли уйти оттуда и развивать свою сеть торговых точек? Тем более что Нижнетуринскому хлебокомбинату здесь не надо начинать с нуля, ваша собственная сеть существует не одно десятилетие и популярна у покупателей.
– Интересный момент в том, что десять лет назад мы с большим трудом, но смогли зайти в торговые сети, которые тогда осуществляли бурную экспансию на наших территориях. В то время это был правильный шаг в интересах наших потребителей, тех, кто любит нашу продукцию много лет. Так как у нас резко сужался рынок сбыта за счет того, что мелкие местные магазины поглощались крупным ретейлом.
Но ассортимент у нас в торговых сетях ограниченный – они не могут ведь торговать только нашей продукцией, полки-то у них не резиновые: здесь мы реализуем порядка 40% производимой продукции. Поэтому полный ассортимент, который производится сегодня у нас, можно найти в наших фирменных магазинах и павильонах в Нижней Туре, Лесном, Качканаре. В этом преимущество фирменной сети. Здесь всегда свежая продукция, мы за этим тщательно следим. Сети мы так досконально контролировать не можем, заявку по потребности формируют они сами.
Наличие собственной сети дает возможность мгновенной обратной связи с покупателями, за которую я и весь наш коллектив всегда безмерно благодарны. Как за похвалу, так и за замечания, которые очень помогают предприятию развиваться и двигаться в правильном направлении. А правильное направление могут подсказать только наши покупатели. Поэтому спасибо огромное всем, кто нас любит и за нас переживает.
Качество – это преимущество
Директор Нижнетуринского хлебокомбината Ринат Закирулин предполагает самые разные сценарии развития дальнейших событий на продовольственном рынке. «Но хочется оставаться оптимистом и долгие годы радовать преданных покупателей и проверенной продукцией, и вкусными новинками» / Фото из архива газеты «Время»
– Но сейчас не все фирменные торговые точки предприятия работают, бывает, какие-то из них закрыты. Что происходит?
– Это временное явление, связанное с кадровым голодом. Продавцов не хватает, в том числе и в связи с тем, что люди болеют. Стараемся перераспределять оставшиеся силы так, чтобы по минимуму приостанавливать работу той или иной точки. Сейчас мы мониторим покупательский спрос для того, чтобы расширить сеть павильонов, смотрим, где они нужны, где их установка будет окупаться. То есть изучаем покупательский трафик. Ведь такое понятие, как проходимость торговой точки, – оно в торговле одно из ключевых.
– Ринат Ахатович, не боитесь, что с повышением цены упадет реализация? Ведь есть производители с более низким ценовым сегментом и в хлебной отрасли.
– Хлеб не растет на прилавке. Он «растет» на предприятии, и от политики производителя, и не только ценовой, зависит и популярность продукции. Наше преимущество – это качество, это традиционные способы производства хлебов. Да, они более трудоемкие, более затратные по отношению к используемому сырью.
Но я уверен, что наши покупатели и впредь останутся верны нашей продукции несмотря ни на что. А мы будем развиваться дальше: в ближайших планах порадовать поклонников нижнетуринского хлеба новыми видами продукции.
Когда верстался номер, Ринат Закирулин сообщил редакции, что на предприятие пришло новое нерадостное известие. Цены на основное и вспомогательное сырье, а также упаковочные материалы вырастут в среднем на 10% уже в самое ближайшее время.