Нашлись ли родственники "неизвестного" солдата и что вспомнили о нем нижнетуринцы?
Михаил – значит «Богу подобный»… Но в нашей истории Михаил – простой русский солдат, который через 77 лет вернулся домой с полей Великой Отечественной и упокоился на родной земле.
На ладони бойца поискового отряда – оба смертных медальона, принадлежавших М.Ф. Овчинникову: закручивающийся карболитовый пенал (медальоны), в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца, и самодельный из гильзы / Фото предоставлено ПО «Пионер»
Очень редкая находка
1 июня 2019 года во время Всероссийской «Вахты памяти – 2019», поисковым отрядом «Пионер» (г. Москва) велись работы в урочище Красном (Тверская область), на месте ожесточенных боев Советской армии с немецкими войсками. Здесь в 1942 году 164 стрелковая дивизия форсировала реку Вазузу и получила отпор со стороны захватчиков, в результате понесла большие потери. Отметим, что эта дивизия формировалась в селе Ачит Свердловской области, поэтому в ее составе было немало уральцев. И вот в ходе поиска одним из последних были обнаружены останки бойца с двумя смертными медальонами.
«Найти один медальон – это сейчас большая редкость, а здесь был и стандартный, армейский, и самодельный, из гильзы, – подчеркнул Михаил Богданов, руководитель поискового отряда. – Информация в них дублировалась и была разной степени повреждения, но мы смогли установить принадлежность».
Поднятым солдатом оказался считавшийся ранее без вести пропавшим Михаил Федорович Овчинников, 1908 года рождения, место рождения: Свердловская область, Исовский р-н. Последнее место службы – 164 стрелковая дивизия, воинское звание – красноармеец. Мать бойца Овчинникова Екатерина Федоровна, Нижнетуринский с/с, д. Новая Тура; жена бойца Овчинникова Мария Андреевна, 1919–1920 г. р., Новотурьинский с/с.
Михаила Овчинникова к месту последнего упокоения проводили, торжественно пронеся на руках / Фото редакции газеты «Время»
Три бойца, три уральца
Поисковики сразу написали письмо в адрес администрации Нижнетуринского округа с просьбой посодействовать в поиске родных бойца. Были обращения в социальных сетях, в нашей газете, но, к сожалению, установить родственников не удалось. Зато здесь же, в Зубцовском районе, обнаружили останки еще двух уральцев – красноуфимца Николая Безруких и артинца Николая Янбердина.
Они вместе с останками Михаила Овчинникова были переданы делегации Свердловской области, которая 23 августа побывала в городе Зубцове на митинге, посвященном 77-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Также в этот день возле деревни Веригино состоялось захоронение 272 воинов.. А Михаил Федорович вместе с земляками отправился на Урал. И как отметили поисковики, такое стечение обстоятельств ускорило его возвращение на малую родину.
«Да, хотя мы за это время не нашли родных, которым его останки можно было бы передать, администрация Нижнетуринского округа выразила желание вернуть героя в Новую Туру и похоронить солдата на родном деревенском кладбище. Поэтому мы были только за: а вдруг со временем и родные объявятся? По крайней мере, теперь все будут знать, где он похоронен», – говорит Михаил Богданов.
А дальше гроб с останками Овчинникова оказался в Красноуфимске, а затем – в Екатеринбурге, откуда его привезли в Нижнюю Туру.
1 ноября в деревне Новая Тура, возле памятника землякам – героям Великой Отечественной войны, прошел траурный митинг, а затем гроб на руках до кладбища пронесли военнослужащие. Сопровождали в последний путь Михаила Федоровича односельчане, школьники, представители администрации НТГО и городского Совета ветеранов и пенсионеров.
Память красноармейца почтили люди разных поколений, среди них – немало школьников / Фото редакции газеты «Время»
Татьяна Николаевна Паньшина была подростком, когда Михаил ушел на войну, но она помнит его как брата своего одноклассника / Фото редакции газеты «Время»
«Помню, высокий был…»
Обряд отпевания провел настоятель храма Покрова Богородицы иерей Игорь. По его словам, очень символично, что Михаил вернулся на родную землю именно тогда, когда предприниматель и меценат, депутат думы НТГО Виталий Мартемьянов начал возрождение в Новой Туре храма Архистратига Михаила. А Любовь Сергеевна Куимова, исполняющая обязанности председателя городского Совета ветеранов, заметила: «Это очень хорошо, что Михаил Федорович похоронен у самого входа на кладбище: никто не пройдет мимо. Мы уверены, что односельчане будут ухаживать за могилой воина, она не затеряется, как могила его мамы, которая, предположительно, была в свое время похоронена здесь же».
О том, что мама может покоиться рядом с сыном, рассказала 92-летняя жительница Новой Туры Татьяна Николаевна Паньшина, которая училась с младшим братом Михаила Анатолием в одном классе. А еще она помнит и его двух сестер, и его самого: «Высокий был, и то ли жену, то ли подругу помню, и маму его помню. Они в доме у Косой речки жили. Мне четырнадцать лет было, когда он уходил на фронт, а ему тридцать с лишним. Но детей вроде не было», – поделилась Татьяна Николаевна.
О дальнейшей судьбе семьи она, к сожалению, тоже не смогла рассказать. Но так же, как и односельчане, была рада, что ее земляк, старший брат друга Толи, наконец, вернулся…
Еловый лапник покрыл могилу, венки и красные гвоздики украсили памятник, пронзительно прозвучали выстрелы салюта – Михаила Федоровича предали земле с воинскими почестями.
Как нам пояснили московские поисковики, к сожалению, каска, которая лежит на могиле, не принадлежит нашему земляку. При нем не было найдено личных вещей, кроме смертных медальонов, и по традиции вместе с его останками на родину отправили каску с места гибели / Фото редакции газеты «Время»