Мы продолжаем наш проект «Война. Победа. Память», посвященный Году памяти и славы. Сегодня Людмила Савинова рассказывает о своем отце, гвардии капитане медицинской службы, Константин и Анастасия Назаровы – о прабабушке, труженице тыла, Дара Морщинина – о прадедушке, разведчике.
Воевать, жить и работать с полной отдачей
Людмила Савинова:
Мой папа, Николай Степанович Ширыкалов, с 1955 года жил в Нижней Туре. Здесь он двадцать лет, до 1975 года, работал директором на Нижнетуринском хлебозаводе. Его запомнили как честного, вежливого, порядочного, внимательного и заботливого руководителя. Папа не раз за эти годы избирался депутатом горсовета. Он вел активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Жизнь прожил как на передовой: с полной отдачей, с осознанием, что должен сделать все для людей, для Родины.
Папа прошел всю войну в звании гвардии капитана медицинской службы 48-го гвардейского минометного Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого полка. Как офицера запаса, папу забрали на переподготовку в мае 1941 года в «Еланские лагеря» (по памяти с рассказа папы), а оттуда сразу направили на фронт. Дома, в Свердловске, остались мать, жена и трое маленьких детей: пяти, трех лет и десяти месяцев.
Боль и страдания войны для него – это не только руины Сталинграда, сожженные и разграбленные фашистами села. Это боль и страдания раненых и изувеченных бойцов. Под шквальным огнем он вытаскивал их с поля боя. До конца жизни не заживала в душе его боль за тех солдат.
Сам он чудом остался жив. По запотевшему стеклышку солдаты, собиравшие убитых, узнали в нем медбрата, определили, что он жив, и привезли контуженного в расположение части.
За мужество и героизм папа был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и благодарностями за отличные боевые заслуги.
После окончания Великой Отечественной войны он еще восемь лет служил в рядах Советской армии, стоявшей в Австрии, Венгрии, Румынии, Польше и Чехословакии. Вернулся домой и надел штатский костюм только в 1953 году. Война для него длилась 12 лет.
Такие стихи писал папа о войне:
Войска обрушили удары,
Каких не знал враг до сих пор:
«Котлы» все крепче закипали –
В них был фашизму приговор.
Бои, походы, переправы…
В мороз, в пургу и в летний зной –
В Победе путь лежал кровавый,
Тяжелый путь. И нам с тобой,
Мой друг, отмерено судьбою
Сполна всех бед на том пути,
Мы шли вперед, от боя к бою
По черной выжженной степи…
Все для фронта
Константин и Анастасия Назаровы:
Бабушка Шура, так мы называем свою прабабушку, войну встретила тринадцатилетним подростком. Семья ее, проводив на фронт отца Ивана и старшего брата, тезку бабушки Шуры – Александра, осталась без надежной опоры, как и большинство жителей родной деревни Захарово Уржумского района Кировской области. После мобилизации в деревне остались в основном женщины, старики и дети.
Враг стремительно наступал, захватывая все новые территории и населенные пункты. Перед тем как оставить родные земли, старались вывезти все нужное и ценное для страны, в первую очередь оборудование заводов и фабрик. Кировская область была прежде всего сельскохозяйственной. Колхозам был дан план по выращиванию зерновых и овощных культур, животных и птицы, ведь стране, а в первую очередь фронту, нужны были хлеб, мясо, лес, веревки.
Помимо этого, в области надо было строить вторую ветку железной дороги, чтобы обеспечить беспрепятственное движение поездов, идущих на фронт и обратно, строить эвакуированные заводы, заготавливать лес для строек и работы бумажных заводов. Рабочих рук не хватало, и на эти работы были привлечены «пешие колхозники» и лошади с подводами, а в деревнях становилось все меньше рабочей силы. Чтобы вырастить и собрать урожай в поле, наряду со взрослыми, выходили на работу подростки 12–15 лет, а то и моложе.
Вот и бабушке Шуре довелось это испытать. Жали рожь, молотили ее, веяли на току, ссыпали в мешки. Потом эти неимоверно тяжелые мешки по двое, скрестив руки, таскали в амбары на хранение. Потом, погрузив на телеги, отвозили сдавать. Рвали лен и трепали его. Собирали и сдавали в счет поставки овощей съедобные травы: крапиву, щавель, люцерну. Зимой шли на лесозаготовки, рубили сучки на сваленных деревьях.
Подростки в деревнях были надежной опорой для семей: и в колхозе работали, и в домашнем хозяйстве, и по возможности продолжали учебу в школе.
За работу в годы Великой Отечественной войны Александре Ивановне Давыдовой было присвоено звание труженика тыла.
Подвиг разведчика
Дара Морщинина:
Мой дедушка Николай Дмитриевич Морщинин родился в 1919 году. Он участник войн с финнами, немцами и японцами.
Во время Великой Отечественной войны много раз с боевыми заданиями ходил за линию фронта.
Сержант Морщинин, будучи командиром отделения разведки 7-й батареи, обеспечил форсирование реки Нарев на своем участке. Находясь в обороне, дед организовал тщательное изучение обороны противника, его огневые средства и живую силу. Благодаря чему удалось обнаружить три станковых пулемета, шесть огневых точек, четыре жилых блиндажа и две 105-миллиметровые артиллерийские батареи противника. Во время артподготовки огнем наших батарей выявленные цели противника были подавлены и частично уничтожены.
17 октября 1944 года немцы с северной окраины деревни Рупин перешли в контратаку при поддержке 13 самоходных орудий и танков. Мой прадед, находясь на передовом наблюдательном пункте в боевых порядках пехоты, корректировал огонь наших батарей, чем способствовал отражению контратак. При этом был разбит станковый и ручной пулеметы противника и уничтожено до 12 фашистов.
Прадедушка участвовал в освобождении Белоруссии, Украины, во взятии Берлина, освобождении Праги и других городов Пруссии. Дважды был ранен.
Николай Дмитриевич награжден орденами Славы, Красной Звезды, Отечественной войны, медалью «За отвагу» и другими наградами.
Я горжусь своим прадедом! Он защищал свою родину, спас жизни многих людей, он честно сражался и одержал победу! Прадедушка всегда будет героем нашей семьи, мы будем помнить о нем и о его доблестных подвигах.
В окопах Ржева
Алина Храпунова:
Я не знаю, что такое война. Я не испытывала ужасов войны, знаю о ней только из рассказов дедушек и бабушек, из книг, из художественных и документальных фильмов и телевизионных передач.
22 июня 1941 года, когда советские люди спали мирным сном, фашистская Германия напала на Советский Союз. Весь советский народ встал на защиту своей страны.
Сражался на полях Великой Отечественной войны и мой прадед Степан Прокопьевич Лехтин. Степан родился в 1900 году в Перми. Позже он с семьей переехал в Серов Свердловской области, где трудился в леспромхозе. В августе 1941 года мой прадед был призван Серовским ГВК на военную службу в звании красноармейца. Началась его фронтовая жизнь.
В составе 365-й стрелковой дивизии к декабрю 1941 года дед прибыл на Калининский фронт. Там его распределили в 1213-й стрелковый полк, в минометный расчет, в качестве наводчика 82-миллиметрового миномёта.
22 января 1942 года 1213-й стрелковый полк был отправлен западнее города Ржева в район Осуйское, где началось наступление частей вермахта. В районе села Чертолино и Лаптево велись ожесточенные бои.
В одном из фронтовых писем дед рассказывал, что он с несколькими сослуживцами пошел узнать в полевую кухню, когда их будут кормить. Подойдя к кухне, они увидели несколько котлов, в которых готовилась еда. Старший кухни им сообщил, что все будет готово в течение получаса. Вдруг неожиданно начался артиллерийский обстрел позиций. Один из снарядов попал в котел с едой и не разорвался, что спасло им жизнь.
Другое воспоминание. К 5 февраля 1213-й стрелковый полк, оборонявшийся в районе Чертолино и Лаптево, был отрезан и окружен превосходящими силами противника. До конца февраля 1942 года полк вел бои в окружении и пытался прорваться в расположение 39-й армии. При прорыве полк практически был уничтожен.
В апреле 1942 года мой прадед Степан Прокопьевич Лехтин пропал без вести под Ржевом. О дальнейшей его судьбе до сих пор ничего не известно.
Но мы помним его! Гордимся им! И чтим его!