Я хочу рассказать о своем прадедушке Иване Климентьевиче Мозгалине. Он родился 14 мая 1925 года в городе Чусовой Пермского края. Рос и учился в поселке Ис.
Шестнадцатилетние
Когда началась война, он со своим другом Мишей Захаровым, шестнадцатилетние, полные решимости громить врага до последнего вздоха, в декабре заявились в военкомат. Чуть позже получили направление в снайперскую школу, которая располагалась в селе Ботало под Кунгуром. В феврале 1943 года Ваню направили на учебу в Ленинградское военно-медицинское училище имени Щорса, располагавшееся в Омске. Потянулись скучные дни учебы, а ребята рвались на фронт. И вот наконец Иван надел новенький мундир с погонами лейтенанта и получил назначение в 163-ю отдельную, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого гаубичную артиллерийскую бригаду, которая находилась на территории Польши.
Первый орден
Боевое крещение Иван получил на Сандомирском плацдарме. Здесь, оказывая помощь раненному во время наступления осколком разорвавшегося снаряда, он был сам ранен в ногу. Но поле боя не покинул.
18 января 1945 года командующим Пятой гвардейской армии Первого Украинского фронта была поставлена новая задача – в течение недели захватить плацдарм на западном берегу Одера. Артиллеристы сражались до последнего снаряда. За семь дней наши войска прошли 150 километров, освободили свыше 350 населенных пунктов. Личный состав был награжден орденами и медалями. Ивану вручили орден Красной Звезды.
Старик немец
После форсирования Одера в районе местечка Яуэра Иван с боевыми друзьями едва не попал в беду. В сумерках взвод управления бригады шел на выдвижении нового рубежа. Вдруг из-за невзрачных одноэтажных домишек, прилепившихся к шоссе, выбежал старик немец с криками: «Цурюк! Цурюк! Минен! Минен!». «Не успели мы сообразить, в чем дело, как из-за угла раздалась длинная автоматная очередь. Немец упал замертво. Копнув снег впереди на дороге, мы в самом деле обнаружили мины. Спас нас старик немец, расплатившись за помощь русским жизнью. Похоронили мы его по-солдатски и поняли, что не одни враги встречают нас на немецкой земле. Есть у нас и друзья, люди, которые понимают, что для Германии, для немецкого народа мы – освободители».
Ослепленные фашисты
О взятии Берлина Иван Климентьевич рассказывал: «Хорошо помню этот решающий бой. На пять часов утра 21 апреля была назначена артподготовка. Глубокой ночью мы с начальником разведки и связи отправились на наблюдательный пункт бригады.
В назначенный час от залпов многих тысяч орудий сначала ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот. Несмолкаемый гул бомбардировщиков все нарастал и нарастал. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет, и по этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Эта была картина огромной впечатляющей силы! Пожалуй, за всю свою жизнь я не испытывал столь сильных ощущений. Немцы вопили о том, что у русских появилось новое оружие, от которого можно ослепнуть».
Двадцатилетие в Праге
К началу мая 1945 года главные силы фашистской Германии были уже разгромлены, но на территории Чехословакии еще действовала сильная боеспособная группировка, отказывавшаяся капитулировать.
Появление наших войск на чехословацкой земле жителями городов и сел было встречено с восторгом, любовью, чувством братской дружбы и величайшей благодарности. Люди в праздничной одежде с букетами цветов, с национальными и советскими флагами угощали воинов пивом, хлебом, молоком, приглашали в свои дома.
За отличные боевые действия в разгроме немецко-фашистских захватчиков всему личному составу бригады, в том числе и Ивану Мозгалину, Верховный главнокомандующий товарищ Сталин объявил благодарность.
14 мая 1945 года в Праге Иван Климентьевич отмечал свое 20-летие. Так закончилась для него война.
Твоя Руфа
В те далекие трудные дни хранила Ивана любовь девушки. После войны Руфина Рыжкова стала его женой. Вот одно из ее писем на фронт: «Здравствуй, дорогой мой! Крепко целую тебя несколько раз и желаю доброго здоровья. Да, скоро новый год. Каким он будет? Конечно, без сомнения, годом окончательной победы над проклятым врагом. Ведь до Берлина осталось совсем недалеко. Родной, береги себя, скоро встретимся. Милый, за меня не беспокойся, у меня все в порядке. Крепко целую. Твоя Руфа».
Награды героя
Иван Климентьевич Мозгалин награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За безупречную службу» III, II и I степеней.
Работал в аппарате горкома партии и в органах МВД, вышел в отставку в звании полковника внутренней службы.
Мой прадед был мужественным и неунывающим человеком.