Добродушный, обаятельный, азартный и совсем еще молодой, Николай Васильевич Кулаев празднует 70-летие
В разные годы у него были и разные прозвища. Еще в школе – Теща (за дотошность, ответственность, спрос – вечный, ведь председатель). Когда играл в элитных «Факеле» да «Урале» (в классе «А») и не забил однажды Черчесову, ныне главному тренеру сборной России по футболу, пенальти – Туринский Мужик (футбольная команда городских асов, а он один из провинции, но с таким твердым, несгибаемым деревенским характером, что мало не покажется). Потом, в тренерстве, – Кулак (то есть жесткий, твердый, справедливый, от фамилии, в общем-то). Ну и с годами работы – Папаня. За доброту и верную спину.
Папаня
Дольше всех задержалось прозвище Папаня. Появилось еще с тех, восьмидесятых, когда на голубые экраны вышел мультик про волка и теленка. Волк, помните, держит на руках теленка, а тот душевно так, благодарно ему: «Па-па-а-а-ня…». «Ну вот, – отвечает серый, – а то все мамка да мамка…»
Что говорить, и мамкой, и действительно папаней приходится ему быть, особенно с младшенькими. Вот, например, зашнуровывает им коньки: «Слабая шнуровка – вероятность травмы, – поясняет Николай Васильевич. – Кручу, верчу, на пальцах за годы железные мозоли уже наросли. А они, когда особо туго заверну, забудутся и пищат: “Ой, мамочка!”. Потом оглянутся: “Простите, Николай Васильевич”. А я в ответ: “Ничего, брат. Все мы тут родные, одной спортивной крови”».
Школа жизни
Эти его родительские качества проявляются во всем: постоянном самостоятельном ремонте спортивной формы, сумок, вратарских щитков, коньков и хоккейных клюшек; каждодневной заботе о том, чтобы вовремя поели, не бегали на ветру мокрыми от пота, обязательно принимали душ после тренировок и меняли футболки. Не болели, не ябедничали, не ссорились, умели за себя постоять, не смели выражаться нецензурно (ввел правило: 50 рублей штрафа за каждое бранное слово!). Старший младшего обидел – и ведро, и швабра наготове: убирай раздевалку.
А закурил… Раз и навсегда он им затвердил: «Сам не курю, и ты не будешь. Нарушишь запрет – в команде тебе не место». Ну, а насобирал двоек – ни на какие сборы не поедешь, пока не исправишь.
Нет, конечно, не только запреты. Как, например, сбор телефонов у входа в раздевалку: «Стадион – это священно. Пообщайтесь хоть тут по-людски!». И похвалить умеет, и настроить, и научить многому. Его секция – настоящая школа жизни.
– Знаю их, каждого, как себя, – говорит Николай Васильевич. – Знаю все их достоинства и недостатки, оценки в школе и ссоры с родителями, первые влюбленности и понимание недостаточной обеспеченности семьи. О таких – отдельная головная боль: форма и все обмундирование очень дорогие, спонсоров почти нет, все покупаем на родительские деньги и мою пенсию – именно этих ребятишек обидеть не хочется, а хочется дать им осознание равенства, вот и делю на всех.
Личный пример
Проявляются его тренерские качества и в том, чтобы сделать из своих ребят бойцов. Крепких, честных, дисциплинированных. Говорит им: «Спортивное мастерство – это кирпичная стена. Прогулял один день – в стене дырка. Еще несколько дыр: лень, безалаберность, невнимание – и стена рушится». Спрашивает: «Мечта есть? – и наставляет: – К ней и танцуй! Можешь победить? Побеждай!». А Суворова перефразировал так: «Тяжело в учении? Нефиг воевать!».
Но говорить – одно, а личный пример – другое. И он его подает. За свою долгую спортивную жизнь он освоил несколько видов спорта: легкая атлетика – бегал кроссы на 9 Мая еще со «Скорынинской осени» в Туре, четырежды побеждал, был известным спортсменом в городе со школьных еще лет. Зимой – лыжные кроссы за город, за область, летом – теннис, плавание, волейбол – на закуску, а душа всегда была отдана футболу и хоккею с мячом.
Тренер
Тренер он от Бога. Потому, наверное, заслуженный тренер России, награжден почетным знаком «Отличник физической культуры и спорта Российской Федерации». Воспитал прекрасным спортсменом сына Олега, неоднократного чемпиона России, чемпиона мира (1994 г.). Чего только стоит его выпускник Слава Маркин, трехкратный бронзовый призер чемпионатов мира по хоккею с мячом! Оба технически грамотные хоккеисты с хорошим видением поля и быстрой оценкой игровой ситуации, самоотверженные игроки, смело вступающие в единоборство с более сильными соперниками.
По большому счету, так можно сказать об очень многих его ребятах, а их он выпустил в жизнь более шестисот человек.
– Вон они, на фотографиях, мои ребятки родные: Сергей Исупов, Илья Пятков, Алексей Баранов… Средняя группа, нынешние юниоры. А сколько еще звездочек! Поразъехались, правда, выросли, работают, семьи завели. Иногда звонят. Приятно.
Как тренер он понимает: хорошо, если мальчишку Всевышний в темечко поцеловал, подарив спортивный талант и волю к победе. Тем не менее мало личных качеств, важна подготовка такого мальчишки, сформированный коллектив, в котором он будет мужать, методики тренировок взросления и обретения мастерства. И это все они получают от своего Папани.
И он, надо сказать, постоянно на высоте. Раскрыть талант спортсмена, научить управлять своим организмом, использовать его ресурсы на максимуме для достижения поставленных целей, выстроить мотивацию – вот чем занимается хороший тренер всю свою трудовую жизнь. И результаты не заставляют себя ждать.
Лучшая ДЮСШ
Пятнадцать лет он отработал в Краснотурьинске – в девяностые был некоторое время председателем Комитета спорта в Нижнетуринской администрации, позвали возглавить новую Детскую юношескую спортивную школу в столицу Северного управленческого округа. Олег Иванович Чечетко сказал ему тогда: «Езжай. Пробуй, набирайся опыта и возвращайся».
Итог: Краснотурьинская ДЮСШ стала лучшей в Свердловской области, победив в серьезном конкурсе. Вернулся в Нижнюю Туру тренером, набрал первую команду по хоккею с мячом. И еще с ее юниорского возраста покатили победы. Первый чемпион мира из Нижней Туры был его спортсменом. Первые громкие победы со стабильными командами из городов области принесли тоже его пацаны. А с годами сильных, готовых игроков взяли достойные команды округа, области и даже России.
Чудесные девчонки
– Да что пацаны… У меня в двух командах сейчас чудесные девчонки, – оживляется Николай Васильевич. – Даша Бухарова, Соня Нефедова, Аня Белоусова, Лора Орлова. Пятерочницы и в школе, и на поле. Ответственные, умненькие, трудолюбивые. Даша с Захаром Лукичевым должны были в составе сборных России нынче ехать в Швецию на Чемпионат мира среди юниорских и детских команд по хоккею с мячом. Карантин помешал. Вот, ждем изменений.
Некоторых инфантильных самокатистов, скейтбордистов и гаджетистов за пояс заткнут легко, потому что тренировок никогда не пропускают и знают, что для них главнее и нужнее. Потому еще так и с нецензурной речью борюсь: на фоне наших принцесс ращу из мальчишек настоящих джентльменов.
Счастливый
А еще он везучий и счастливый. В восьмидесятом пришлось разыгрывать среди четверых спортсменов от Свердловской области единственный билет на церемонию открытия Олимпиады в Москве. Достался ему. До сих пор вспоминает всю эту красоту, чистую, необыкновенно ярко украшенную Москву, охватившее всех романтичное настроение и, конечно, Игры…
– Когда едем с внуком Кирюшей отдыхать на морской берег, в Сочи, берем с собой хоккейные клюшки, – улыбается Николай Васильевич. – В поезде таращатся от удивления. А чему тут удивляться? Пропускать тренировки нельзя, а в Сочи же искусственный лед! С внуком общаться – еще одно счастье.
Ну и с женой мне повезло. Как только терпит меня моя Татьяна Викторовна! Мы с ней августовские Львы, а глядишь ты, ладим вот уже 47 лет.
А с работой, профессией? Разве не везение, не счастье?! Пока стоять на коньках буду – с поля не сойду. Сколько всего им дать могу, сколько еще не дал!
Разноса не было
А еще он хитрый. Ведь вот строгий, требовательный, авторитарный, ломает характеры лентяев, нытиков, сачков только так, а в экстремальной ситуации, когда нервы у игроков на пределе, да еще проигрыш случился, обязательно схитрит, уйдет от резких выводов и повернет все так, что враз схлынет в мальчишеских душах напряжение в ожидании разгрома.
– Был такой позорный случай, – вспоминают ребята. – В Первоуральске однажды сыграли со счетом 1:11. Нонсенс. Но и такое бывает. Сидим понуро в раздевалке и ждем разноса. Открывается дверь, на пороге – улыбающийся Кулаев:
– Поздравляю, мужики! У нас сегодня радостный день: Саня Куликов забил первый в своей жизни гол. Да еще какой! Единственный!
Напряжение разом схлынуло. Хохот, шутки. И хоть разбор полетов, конечно, был, но был он спустя три дня, когда все остыли.
Действительно, когда все остыли и воспринимали все по-другому, как нужно ему – психологу, педагогу, выдержанному, терпеливому профессионалу.
Чтобы трибуны ликовали
Для чего мы занимаемся спортом? Личное здоровье, воспитание характера, развитие тела и духа, иногда – карьера, головокружительный успех и благополучие. Но чаще – личное удовольствие. И очень редко – разочарование, потому что спорт – это сама жизнь. А еще – притягательная красота массовой игры, вызывающая ликование, негодование, радость, восторг, громкие возгласы и свист зрителей на трибунах, гордость сыновей и любимых людей.
И как здорово, что у истоков этой спортивной сказки стоят такие люди, как Кулаев. Настоящие педагоги с главной толчковой мыслью в голове, душе и сердце: воспитать человека.