Нижнетуринский хлебокомбинат расширяет ассортиментный ряд продукции
Ринат Закирулин, директор Нижнетуринского хлебокомбината
Совместимы ли производство хлебобулочных изделий и производство майонеза? Кто-то скажет, что нет. А вот директор Нижнетуринского хлебокомбината Ринат Закирулин не видит в этом никакого противоречия. Ведь популярный соус вернулся в ассортиментную линейку предприятия.
– Именно что вернулся, – говорит Ринат Ахатович. – Не знаю, как совсем молодое поколение, а кто постарше наверняка помнят, что наш хлебокомбинат выпускал в 1990-е годы и майонез, и пельмени ручной работы. Еще чипсы картофельные делали, макароны, производили сладкий воздушный рис.
Тогда были тяжелейшие времена, и чтобы загрузить мощности и сотрудников работой, платить заработную плату на комбинате чего только не выпускали. Поэтому мы сегодня ничего тут не выдумывали, а просто вернулись к нашему положительному опыту.
– Ринат Ахатович, а почему, если опыт был положительным, прекратили выпуск непрофильной продукции?
– Парадокс: у нас было качество, но мы не смогли выдержать конкуренцию с большими производителями. Они вкладывались в яркую упаковку, в рекламу, брендирование, а мы фасовали в полиэтиленовые мешочки. Ну вот потребитель и предпочел массовый дешевый продукт «из телевизора».
Кстати, рецепт майонеза от хлебокомбината не предполагает использования консервантов или уксуса, а максимально приближен к классическому домашнему. Потому продаем его только в нашей фирменной сети, партии пока небольшие, и срок реализации короткий.
Дорогие сети
– То есть вы не стали подстраивать рецептуру под продажи в торговых сетях? Там ведь важно, чтобы товары были с длительным сроком хранения.
– Совершенно верно. Все мы с вами прекрасно понимаем политику торговых сетей, которая не выгодна производителям. При существенном удорожании сырья мы не можем поднять отпускные цены для ритейла. Потому что тогда вместе с торговой наценкой это будет дорого для покупателя. Соответственно, снизится объем продаж и объем вырученных нами средств. А это оборотные деньги, которые нужны нам для качественной и бесперебойной работы, для развития производства, на зарплаты в конце концов.
В периоды подъема цен мы просто на несколько месяцев проседаем по оборотным средствам. Так что производители в росте цен совершенно не заинтересованы. Поэтому с массовой продукцией из сетей мы не уйдем, конечно, но только в фирменных магазинах и павильонах представлен весь наш ассортимент.
Ситуация стабильна
– На сегодняшний день Нижнетуринский хлебокомбинат – это высокотехнологичное производство с современным оборудованием и традиционными рецептурами. Сегодня идет очередная реконструкция – уже складского хозяйства – с целью оптимизации работы. На предприятии создан запас сырья. Движения цен вверх по основным его видам пока не наблюдается, есть незначительные колебания.
Но в целом я бы назвал ситуацию стабильной. Надеемся, что и прогнозы на новый урожай окажутся верными – зерна будет в достатке, – отметил Ринат Ахатович. – Поводов для беспокойства нет, продолжаем обеспечивать хлебом Нижнюю Туру, Лесной и Качканар, где мы несем социальную ответственность за продовольственную безопасность населения.
Сегодня приоритеты поменялись не в пользу покупателей, все зарабатывают деньги. Качество ушло на второй план. Я с этим не согласен – мы работаем на качество.
Если сдерживать цены
– Что касается цен: может, пора уже вернуться к государственному регулированию, как призывают некоторые политики?
– Знаете, можно приспособиться к любой системе. Но если, например, вводить регулирование цен на готовую хлебобулочную продукцию, тогда надо сдерживать цены и на поступающее нам сырье. То есть при формировании цены должна фиксироваться жестко вся цепочка – от поставок сырья до появления хлеба на прилавке с учетом торговой наценки. Тогда это имеет смысл.
Но мы же помним, чем чревата плановая экономика? Ее главное слово – дефицит. Не думаю, что наши жители хотят возвращения этого явления. И мы, производители, не хотим. Но работать себе в убыток, сохранять объемы, разнообразие ассортимента тоже не станем. В итоге пострадают все.
«Кирпичик», да не такой
– Ринат Ахатович, но если вы остаетесь в рыночной экономике, то соблюдаете и ее законы. Один из главных – конкурентоспособность в своей нише.
– Естественно. Кто-то скажет: ну какая разница – у вас «кирпичик» и у других такой же «кирпичик». Здесь нужно понимать: форма – это одно, а содержание – совсем другое.
И наши постоянные, верные покупатели прекрасно знают, почему им нужен именно хлеб Нижнетуринского хлебокомбината. Главное преимущество – это работа исключительно с живыми заквасками. Когда как многие другие производители давно перешли на неживые консервированные закваски.
Наш хлеб – правильный хлеб. Мы работаем деревенским способом на опарах длительного брожения. Это довольно трудоемкий и длительный процесс. Весь цикл производства хлеба у нас занимает почти 16 часов. Такая технология требует дополнительных затрат, дополнительного оборудования, специалистов.
Кстати, кисломолочная закваска выводится также на месте – в нашей лаборатории. Это технология, которая предполагает абсолютное исключение попадания в закваску грязи и примесей. Потому что в противном случае живые микроорганизмы в ней погибнут, и хлеба не будет.
Мы меняем закваски каждые три месяца, потому что они тоже имеют свой жизненный цикл. У нас на предприятии работают редкие сейчас в нашей отрасли специалисты – дрожжеводы, которые круглосуточно следят за всем процессом.
Использование же неживых заквасок сокращает цикл производства и накладные расходы, но продукт выходит не выброженный. И когда такой хлеб попадает в желудок, в активную среду, человек испытывает дискомфорт.
Самый чуткий барометр
– У нас давно налажена обратная связь с нашими покупателями, – делится Ринат Ахатович. – Мы еженедельно проводим по две выставки-дегустации, а затем собираем все замечания и пожелания. Наши покупатели – наш самый чуткий барометр: если что-то не так, они обязательно заметят. Я также ежедневно провожу оперативки с сотрудниками с обязательной дегустацией произведенной продукции.
Три раза в неделю у нас проходят экскурсии для малышей из детских садов и для школьников, студентов. Ребята пробуют нашу продукцию и тоже могут совсем как взрослые высказать, что им понравилось, а что – не очень.
И еще мы возобновили второй завоз горячего хлеба в наши фирменные торговые точки. Во время пандемии из-за проблем с персоналом – люди часто и много болели – мы от этого отказались. Сейчас картина поменялась, и мы имеем возможность делать по два рейса в день. Кроме того, весь непроданный за день хлеб возвращается на завод, а утром завозится свежий.
То есть наша политика – приоритет качеству и интересам покупателей – остается неизменной.
Кадры растят на месте
– Чтобы реализовывать эту политику, нужны грамотные, обученные кадры, ответственный коллектив.
– Кадры растим на месте, а перспективных молодых людей за счет производства обучаем в специализированных учебных заведениях. Работаем с Политехникумом имени Олега Терешкина из Лесного – там готовят поваров-кондитеров, берем ребят на практику.
Жаль, конечно, что сужается круг профессиональных учебных заведений в сфере пищевой промышленности. Но это ведь не только у нас, и на промышленных предприятиях нехватка квалифицированных рабочих. Возрождать нужно начальное и среднее профобразование.
Но я повторюсь: несмотря ни на какие трудности у Нижнетуринского хлебокомбината есть перспективы, есть планы на будущее, на развитие. В следующем году предприятию исполнится 70 лет, и я уверен, что юбилей мы встретим в стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
Ринат Закирулин:
– Сегодня приоритеты поменялись не в пользу покупателей, все зарабатывают деньги. Качество ушло на второй план. Я с этим не согласен – мы работаем на качество.
В 2023 году Нижнетуринский хлебокомбинат отметит 70-летний юбилей
Нижнетуринский хлебокомбинат принципиально не использует «тяжелую», красочную упаковку. Потому что потребитель должен иметь возможность видеть то, что покупает
В 2004 году Нижнетуринский хлебокомбинат вошел в состав ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия» и стал работать под торговой маркой «Глав Хлеб»
В 1990 годах производимые Нижнетуринским хлебокомбинатом пельмени заказывали по десятку килограмм под запись. А майонез разливали в трехлитровые банки