Чем жила нижнетуринская молодежь в 20–30-х годах, и кого война связала с авиацией
Леонид Семячков
В 1920–30-е годы советская молодежь буквально заболела авиацией. Немало прославленных летчиков-героев воспитала и уральская земля. Этой публикацией мы начинаем рассказывать о наших земляках – летчиках Великой Отечественной войны, о тех, кого с авиацией связала война.
С чего начиналась любовь к небу
Любовь к небу у молодежи вполне могла зародиться с первого прыжка с парашютной вышки, которая стояла в поселке Ис на стадионе.
Мечта могла зародиться и от впервые увиденного в небе аэроплана. Сохранились данные о том, что комсомолец-стахановец, горняк Исовских приисков Газис Хабибуллин в 1938 году на агитсамолете облетал дальние поселки округа. Так он встречался с избирателями в ходе агитационной кампании по выдвижению его кандидатом в депутаты ВС РСФСР.
А в Серове работал самый северный на Урале аэроклуб. И, конечно, кумиром молодежи был прославленный летчик-земляк Герой Советского Союза Анатолий Серов. После его трагической гибели в 1939 году город Надеждинск переименовали в его честь.
Имена выдающихся советских летчиков звучали из громкоговорителей проводного радио в городах и селах, не сходили со страниц газет и журналов. Комсомол призывал молодежь вступать в ОСОАВИАХИМ (предшественник ДОСААФ), чтобы овладевать парашютным и планерным видами спорта. Авиационный спорт в СССР воспитал немало асов-героев Великой Отечественной войны и всемирно известных летчиков – обладателей мировых рекордов. Среди асов был и нижнетуринец Дмитрий Павлович Кузнецов.
Нижнетуринский ас
Дмитрий Павлович Кузнецов родился в 1906 году в семье рабочего Нижнетуринского металлургического завода, георгиевского кавалера за первую «германскую» войну Павла Степановича Кузнецова. Как и отец, Дмитрий в 1924 году приходит на Нижнетуринский завод, который под руками энтузиастов только оживал из руин гражданской войны. Работает электромонтером.
В 1926 году комсомол направляет Кузнецова на Исовские прииски. А через два года Дмитрия призывают в Красную армию. В Самаре он обучается на курсах младших командиров связи, а с 1930 по 1932 годы овладевает летным мастерством в Оренбургской летной школе. Затем – служба на Дальнем Востоке и в Казани.
С началом Великой Отечественной войны Дмитрий Павлович был назначен командиром эскадрильи бомбардировщиков на Ленинградский фронт. Дмитрию Кузнецову доводилось участвовать не только в бомбежке скоплений войск врага, но и летать в глубокий тыл противника с особыми заданиями для связи с партизанами, участвовать в десантировании разведгрупп.
Дважды сбитый и раненный, после лечения в госпиталях он неизменно возвращался в родной полк. Но раны брали свое. После демобилизации в 1946 году майор в отставке Кузнецов Дмитрий Павлович возвратился в Нижнюю Туру, где его ждала жена.
Китель нашего аса украшали ордена Красного Знамени, Отечественной войны обеих степеней, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и редкая для летчика медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
В Нижней Туре Дмитрий Павлович участвовал в строительстве НТГРЭС, где и продолжал работать до самого выхода на заслуженный отдых.
Из «мастера леса» в «мастера неба»
Василий Чистяков родился в 1908 году под Вологдой. Как и многие мальчишки из многодетных и бедных семей той нелегкой поры, вынужден был заниматься поденным промыслом, работал на лесозаготовках. Лесное дело и привело его в наши края.
С 1926 года Василий жил и работал на станции Платина, где в восемнадцать лет уже возглавлял лесоучасток Нижнетуринского леспромхоза. В 1929 году в лесной артели вступил в ряды ВКП(б), вскоре окончил лесотехническую школу в Перми и получил удостоверение мастера леса.
В 1930 году в биографии Чистякова происходит событие, определившее его судьбу на всю дальнейшую жизнь, – он призывается в ряды Красной армии.
Окончив Кремлевскую кавалерийскую школу, В. М. Чистяков в 1934 году переводится на штурманское отделение Ейской авиационной школы морских летчиков. Не забывал молодой летчик и ставший родным Урал. Здесь на Ису его ждала обаятельная девушка Лида Спиридонова, член Исовского РК ВЛКСМ. В браке с ней у Василия родились две дочери – Нелли и Раиса.
Великую Отечественную войну Василий Михайлович, штурман 1-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка, встретил под Смоленском. Осенью 1941 года летчики этого полка защищали Москву. К 7 января 1942 года капитан Чистяков совершил 150 боевых вылетов, из них 88 – ночью.
20 июня 1942 года капитану Чистякову Василию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Семья всю войну проживала в деревне Новая Тура. Встретиться удалось в августе 1943 года при передаче герою именного самолета. А в декабре 1944-го Василий Михайлович, уже подполковник, прибыл на краткий отпуск к семье, о чем с гордостью сообщила землякам газета «Приисковый рабочий».
После войны гвардии полковник В. М. Чистяков продолжил службу в частях ВВС сначала в Польше, затем на Дальнем Востоке. С 1958 году полковник Чистяков В. М. ушел в запас. Жил в Воронеже, где 15 лет проработал на военном заводе.
Продолжение следует
Использованы фонды Нижнетуринского краеведческого музея